Лошадь тяжеловоз

Содержание и разведение

Никаких особенностей содержания, присущих этой породе, не существует. Русские тяжеловозы неприхотливы и способны адаптироваться к любым условиям.

Для мясного и молочного использования лошадей содержат табунами, практически под открытым небом. Для защиты от непогоды сооружают навесы с тремя стенами или возводят ангары. Русские тяжеловозы отлично переносят холод, при наличии достаточного количества сена не мерзнут. На зиму животные обрастают густой и плотной шерстью.

Рабочим лошадям строят сараи и конюшни из недорогих доступных материалов (дерево, пеноблоки). Каждая особь содержится в отдельном деннике, размером 3 на 3 м или 3 на 4 м. Около конюшни необходимо оборудовать выгул, чтобы конь большую часть суток мог находиться на свежем воздухе.

Корм животному необходим простой и сытный. Благодаря небольшим размерам прокормить лошадь несложно. Примерный суточный рацион взрослого коня, находящегося на работе средней тяжести:

  • сено бобово-злаковое — 15–17 кг;
  • овес и ячмень, плющенные или дробленые, — 3–4 кг;
  • морковь — 2–3 кг.

Ежедневный уход за лошадью состоит в чистке шерсти и копыт, расчесывании гривы. Подковывать необходимо лишь особей, занятых на перевозке грузов по твердым поверхностям.

Половой зрелости русские тяжеловозы достигают в 2 года. В это время животных можно отводить на случку. Кобыла вынашивает жеребенка 11 месяцев.

Как правило, роды у русских тяжеловозов проходят быстро и без осложнений. Молока у матки хватает не только для выкармливания собственного жеребенка, ее можно доить. Для успешной дойки лошадь должна доверять дояру и не бояться его. В день за 4–5 доек от одной кобылы можно получить до 7–8 л ценного молока.

Жеребята быстро растут, набирая вес на молоке и подножном корме на выпасе. После 6 месяцев их отнимают от маток и переводят на взрослый рацион. Отмечено, что при табунном содержании на свободном выпасе молодняк набирает вес почти так же интенсивно, как и при конюшенном содержании и кормлении концентратами (зерном).

Порода русский тяжеловоз и по сей день интенсивно используется в сельском хозяйстве и туризме. Чистокровных лошадей содержат в 22 хозяйствах нашей страны. Самым перспективным направлением в использовании породных животных признано молочное коневодство.

Советский тяжеловоз

Главную роль в её создании сыграли бельгийские жеребцы Боже (родился в 1919 году), Эндижен де Лаваль (1923 г.р.), Клерон Реми (1910) и Полэн де Вер (1921). До сих пор в советских тяжеловозах в той или иной степени присутствует кровь этих жеребцов и их потомков. А линия Боже является лидирующей. Однако по сравнению с брабансонами будущие советские тяжеловозы были мельче, суше, подвижнее и гармоничнее. Что же касается влияния суффолков, то, к сожалению, кличек жеребцов, которые бы сыграли похожую по своему значению роль, история не сохранила.

Предлагаем ознакомиться Узнайте все о детках орхидеи фаленопсиса: как выглядят, посадка и уход

В 30-х годах ХХ века появились первые жеребята с устойчивыми породными генетическими признаками. И началось постепенное удаление брабансонов и других пород из племенного производства. Закончившееся к началу 50-х годов.

  1. рост – 160-170 см., вес – от 700 кг. до одной тонны.
  2. голова средней величины.
  3. среднедлинная обмускуленная шея.
  4. низкая холка.
  5. широкая, ровная, иногда мягкая спина и очень широкий, раздвоенный и свислый круп.
  6. широкая грудина с округлыми рёбрами.
  7. немного суховатые, но крепкие ноги средней длины.
  8. умеренная гривастость и оброслость хвоста и ножных щёток.
  9. крепкая конституция, однако у некоторых представителей могут встречаться рыхлость и серость – остаточное наследие брабансонов.
  10. главенствующая породная масть – рыжая и рыже-чалая, иногда – гнедая и гнедо-чалая.
  1. скороспелость. К полугоду жеребята весят 365 кг., а к году – 525-540.
  2. неприхотливость в содержании и способность поедать дешевые корма без последствий для своего здоровья.
  3. замечательные рабочие качества. Советскому тяжеловозу принадлежит своеобразный рекорд по грузоподъёмности, установленный жеребцом Форсом в 1957 году на соревнованиях в Тамбове, который провез груз весом почти в 23 тонны (22991 кг.) на расстояние 35 метров.
  4. высокая молочность. Рекордсменкой породы считается кобыла Рябина, от которой за 338 дней лактации было получено 6173 литра молока.
  5. спокойный темперамент.

В 2020 году подобная судьба постигла АПК «Перевозский» (Нижегородская область), также занимавшийся разведением советского тяжеловоза. Над видом нависла угроза полного исчезновения: от некогда распространённой многочисленной породы осталось лишь несколько десятков лошадей, среди которых – чемпион Раскат. Однако немногочисленные работники заводов всё ещё надеются на чудо и пытаются в тяжёлых условиях сохранить то, что есть…

Советский тяжеловоз

Текущее состояние породы

Несмотря на определённую стагнацию коневодства в России, русская тяжеловозная порода лошадей по-прежнему поддерживается на высоком уровне. По данным анализа линейной структуры, проведённого кандидатом сельскохозяйственных наук Анной Борисовой в 2014 году, племенным разведением этой породы занимаются 18 хозяйств в 16 регионах.

На сегодняшний день курируется 8 линий:

  • Градуса;
  • Коварного;
  • Поденщика;
  • Свиста;
  • Рубикона;
  • Рубина;
  • Караула;
  • Капитэна.

Линия Градуса – одна из самых популярных и многочисленных. Мощные жеребцы её ветви характеризуются идеальными экстерьерными качествами, высокорослостью (до 156 см) и обхватом пясти до 24 см.

К сожалению, в последние годы сильно сократилось поголовье линии Свиста, способной конкурировать по массивности, плодовитости и рабочим качествам с потомками Градуса. Основная часть этих лошадок разводилась в Белоруссии на Мстиславском заводе. В России представители линии Свиста используются на Красноармейском конезаводе.


Ещё одно перспективное направление применения тяжеловозов — молочное.

Молоко кобыл намного лучший заменитель грудного молока, чем коровье. Сегодня в России разрабатывается сразу несколько проектов по производству детских творожков, йогуртов и сухих смесей. Это делает разведение высокомолочных русских тяжеловозов перспективным.

О зарождении марварской породы

Это лошадка редчайшей Индийской породы из района Марвар. Бывает, что скакунов называют Малани, либо Марвари. Главным характерным признаком породы считают экзотическую форму ушек, что можно наблюдать на всех фотографиях животных. Выносливость животных удивляет и имеет схожесть с породой Катхиявари.

Первооткрывателями породы стали руководители района Марвар — Ратхоры. Именно Ратхоры избирали для выведения лишь животных, наделенных чистой кровью и выносливостью. Свое начало процесс берет еще в XII веке.

Индийские представители считались наилучшими кавалерийскими скакунами в Индии, а их преданность и отвага не раз проявлялись в сражениях. Ввиду жестоких методов управления, численный состав животных был в значительной мере снижен в тридцатые годы двадцатого века.

На экстерьер вида и ее выносливость влияют следующие факторы:

  • Смешивание индийских представителей с арабскими скакунами. Первых отличала выносливость, при скудной конфигурации. Вторые повлияли на неповторимый экстерьер, который не имел значения для зимостойкости.
  • Участие северного монгольского вида породы.

Экстерьер марварских скакунов

Марварская лошадь наделена необычайно стойким нравом и интуицией. В давнее время каждый наездник грезил владеть таким верным другом, как Марварский скакун, постоянно приходил в родную местность, как бы далеко ни находился. Также обладал чутьем на малейший намек на близость опасности, никогда и ни при каких обстоятельствах не оставлял своего хозяина, как бы с ним ни распорядилась судьба.

Клейдесдаль (шотландская хладнокровная лошадь)

Порода появилась во второй половине XVIII столетия. Родина её — Шотландия. Необычный экстерьер позволил применять коня не только на тяжёлых работах, но и для участия в торжественных церемониях. Характерные признаки:

  • высота в холке — 1,67–1,84 м;
  • масса — 0,82–0,91 т;
  • голова — мощная, с широкими лобной долей и мордой;
  • шея — удлинённая, с хорошим изгибом;
  • грудной отдел — глубокий, с крутыми рёбрами, в охвате 165–205 см;
  • спина — укороченная;
  • конечности — прямые, с правильной постановкой и хорошо развитыми щётками;
  • хвост — прямосвисающий, не слишком длинный, отличается пышностью;
  • грива — прямоспадающая, пышная;
  • масть — гнедая, коричневая, вороная, с белыми пятнами в районе головы и конечностей, которые могут захватывать нижнюю часть корпуса;
  • характер — добродушный, уравновешенный.

Читать далее: Насест для кур сделать своими руками правильная высота размер

Достоинства:

  • выносливость;
  • высокая грузоподъёмность;
  • хорошая приспособляемость к любым природным условиям;
  • элегантный экстерьер.

Недостатки:

  • сырость ног;
  • необходимость в высококачественном уходе и кормлении.

Характерные черты

Русские ардены отличаются рядом положительных характерных черт темперамента. Они спокойны, не злобны, не агрессивны, покладисты, уравновешены. К людям относятся с добротой, верные и преданные по натуре. Кроме того, они отлично ходят в упряжке, могут много и качественно трудиться, не боятся тяжелой работы. С точки зрения рабочей породы, русский тяжеловоз идеален. К этому можно смело добавить присущую их предкам способность быстро приспосабливаться и нормально переносить не слишком мягкий климат, новых хозяев, перемену мест.

Несмотря на вышесказанное, лошадь нельзя назвать флегматичной, она довольно резва, активна, энергична, любознательна. Практически единственная из всех тяжеловесных пород может пуститься галопом. Иногда может быть упрямой, но в целом это незаменимый помощник и друг. Русские тяжеловозы давно обошли своих предков по всем характеристикам, считаются самой габаритной разновидностью тяжеловесных лошадей. Их достоинства признаны на международных выставках.

Разведение

Кобылы и жеребцы крупной породы, несмотря на свои размеры, не требуют специальных условий разведения или строительства новых больших конюшен. Не требуются им и особые условия содержания, необходимые спортивным скакунам. Важными преимуществами тягловых лошадей являются их неприхотливость, минимальная требовательность к кормовой базе и быстрая адаптация к смене погодных условий. Большинство тяжеловозов имеют густую шерсть и гриву, их мышечная масса является надежной защитой от холода, ветра и морозов.

Для разведения качественных тяжеловозов с хорошими рабочими качествами рекомендуется брать не просто чистопородных животных, а коней, продемонстрировавших хорошие результаты на состязаниях по силовым испытаниям. Хотя с началом использования сельскохозяйственной техники спрос на лошадиную силу сильно упал, эти животные и сегодня используются по своему прямому назначению. Лошади незаменимы там, где не может пройти транспорт, или по каким-то причинам невозможна обработка земли трактором.

Для коней, которые находятся на выпасе, главным кормом становится трава. Задача хозяина в этом случае минимальна: дополнить их рацион необходимыми концентратами. Это обеспечит животным прирост мышечной массы и поддержание ее в тонусе. На пастбищах, где недостаточно зелени, или она уже съедена конями, коней даже в летние месяцы подкармливают свежескошенной травой.

При разведении рабочих лошадей им необходимо обеспечить круглогодичные физические нагрузки. Исторически тяжеловозы принимали участие в сельхозработах и летом, и зимой. Взрослому животному необходимо работать по 6-8 часов каждый день с небольшим перерывом на кормление.Если скакуны содержатся на конезаводе, тяжеловесам требуются тренировки 6 раз в неделю. Исключение составляют дни с сильными метелями или гололед. При таких погодных условиях занятия на улице для тяжеловозов отменяются.

Краткое описание породы

Отличительные преимущества русских тяжеловозов — абсолютная неприхотливость в условиях содержания и корме, долговечная служба на благо человека, высокая продуктивность лошади. Последний указанный параметр касается выработки молочной продукции. Кобылы данной породы дают большой объем молока, из которого производятся редкие сорта сыра. Внешне лошади породы Русский тяжеловоз прославились средней размером и при этом легкой головой с широким лбом, которая восседает на короткой мускулистой шее, густой шикарной шевелюрой в гриве и хвосте, а также длинными щетками на конечностях. Телосложение лошади характерное для тяжеловозов, длинная сильная спина, сухая конституция, короткие сильные конечности, ровная поясница и достаточно широкая холка.

Эффектная внешность и высокая трудоспособность лошади делает ее незаменимой в хозяйствовании и фермерстве. Сегодня лошадей породы Русский тяжеловоз подразделяют на три подвида:

  1. Уральский тип лошади, который разнится удлиненными конечностями, покрытыми объемной шевелюрой.
  2. Массивный тип лошадей, которые большие по габаритам по сравнению с другими тяжеловозами.
  3. Новоалексеевский тип лошади, схожий визуально с массивным типом, но немного меньший по параметрам.

Визитная карточка коня данной породы — непоколебима выносливость, спокойный добрый нрав, покорность хозяину.

Читайте про другие русские породы тяжеловозов:

  • Советский тяжеловоз
  • Владимирский тяжеловоз
  • Ново-александровский тяжеловоз

Испытание

Современные тяжелоупряжные породы лошадей сохранили в себе все экстерьерные характеристики своих предков. Их и сегодня используют примерно для тех же целей, как и веками раньше — перевоз тяжелых грузов. Не редко тяжеловозов используют и реконструкторы в ролевых играх, когда искусственно воссоздают образ и эпоху средневековых турниров.

Единственно верным соревнованием для испытания хладнокровных лошадей могут быть только силовые (тягловые) задания. Особую популярность в России такие состязания приобрели во времена Советской эпохи. Идея подобных мероприятий была принята и за рубежом.

Главные показатели коня заключаются в его силовых качествах, выносливости и скорости при тяге различных грузов. Со временем на современные соревнования добавили новые этапы конкурса — экстерьер и поведение лошади (покладистый характер) при взаимодействии с человеком.

Узнать о времени и месте проведения таких соревнований можно из конных журналов, сайтов заводчиков, конных клубов и т. д.

Главные показатели коня: его силовые качества, выносливость и скорость при тяге различных грузов, экстерьер и поведение лошади.

Текущее состояние породы

Несмотря на определённую стагнацию коневодства в России, русская тяжеловозная порода лошадей по-прежнему поддерживается на высоком уровне. По данным анализа линейной структуры, проведённого кандидатом сельскохозяйственных наук Анной Борисовой в 2014 году, племенным разведением этой породы занимаются 18 хозяйств в 16 регионах.

На сегодняшний день курируется 8 линий:

  • Градуса;
  • Коварного;
  • Поденщика;
  • Свиста;
  • Рубикона;
  • Рубина;
  • Караула;
  • Капитэна.

Линия Градуса – одна из самых популярных и многочисленных. Мощные жеребцы её ветви характеризуются идеальными экстерьерными качествами, высокорослостью (до 156 см) и обхватом пясти до 24 см.

К сожалению, в последние годы сильно сократилось поголовье линии Свиста, способной конкурировать по массивности, плодовитости и рабочим качествам с потомками Градуса. Основная часть этих лошадок разводилась в Белоруссии на Мстиславском заводе. В России представители линии Свиста используются на Красноармейском конезаводе.

Ещё одно перспективное направление применения тяжеловозов — молочное.

Молоко кобыл намного лучший заменитель грудного молока, чем коровье. Сегодня в России разрабатывается сразу несколько проектов по производству детских творожков, йогуртов и сухих смесей. Это делает разведение высокомолочных русских тяжеловозов перспективным.

Рекорды лошадей тяжеловозов

Лошади тяжеловозы известны во всем мире множеством рекордов, которые не под силу лошадям других пород. Неоспоримыми и непревзойденными рекордами тяжеловозов являются их размеры и вес.

— Самой большой лошадью в мире являлся Мерин Сэмпсон породы шайр из графства Бедфордшир в Англии. Он родился в 1848 году, в возрасте 4-х лет его рост составил 219 см, а вес 1524 кг. За его огромные размеры его переименовали в Мамонта. К сожалению фото этого монстра не сохранилось.

— Жеребец из породы брабансонов Бруклин Сьюприм долгое время был самой крупной лошадью. При росте 195 см., он весил 1450 кг. Он прожил двадцать лет, его вес достиг 1450 кг, высота – 1,98 м.

— Согласно книге рекордов Гиннеса сегодня самой большой лошадью в мире считается 12-летний мерин бельгийской породы брабансон по кличке Большой Джейк, живущий в штате Мичиган, в США. Его рост в холке составляет 217 см, а вес 1180 кг.

— Мерин «По» — самая тяжелая лошадь в мире. Его вес 1500 кг при росте – 2,20 м. Назван так по фамилии американского писателя-фантаста и мистика Эдгара Алана По.

Лошади тяжеловозы прославились не только размерами, но и своей тяговой силой. Сохранились фото 1893 года, на которых пара коней породы шайр в поместье Нестер, в штате Мичиган, США, тянут повозку с лесом весом 42 тонны. Эти лошади провезли груженые сани по снегу на расстояние 1402 м.

– В 1970 году жеребец по кличке Форс, советской тяжеловозной породы, провез груз весом 22,991 тонны на расстояние 35м.

Во многих странах существуют специальные соревнования для лошадей тяжеловозов по перетаскиванию тяжелых грузов, так называемый «хорс-пуллинг».

— 23 апреля 1924 года на выставке «Британская империя» в Уэмбли мерин породы шайр по кличке Вулкан, принадлежавший Ливерпульской корпорации, натянул динамометр с усилием 29,47 тонны, а пара тяжеловозов той же породы рванула рекордный вес, зафиксированный на динамометре — 51 тонну.

В настоящее время, не смотря на сплошную автомобилизацию, лошади тяжеловозы не потеряли своего значения в жизни человека. Эти огромные и сильные лошади продолжают верой и правдой служить людям не требуя ни чего взамен. Так будьте и вы к ним добры и внимательны, берегите их, а при случае не забудьте их чем нибудь порадовать. Учите этому своих детей и тогда через много лет ваши потомки будут радоваться общению с этими красивыми могучими и дружелюбным лошадьми.

Клейдесдальская порода

  • Использование: тяжелая рабочая.
  • Высота: 165-183 см.
  • Масти: рыже-чалая, гнедая, бурая и вороная с белыми отметинам на морде и ногах.
  • Экстерьер: крупная голова с прямым профилем, массивная шея, высокая холка, круторебрая грудь, косо поставленные плечи, сильные ноги с сильно выдающимися сухожильями, густые щетки.

Для создания клейдесдалей тяжеловозы, родом из шотландского Ланкашира, где протекает река Клайд, в XVIII веке были скрещены с фламандскими лошадьми под руководством коневода Д. Патерсона. Для разведения породы лошадей широко использовались и шайры. Несмотря на это клейдесдали сохранили относительно легкое строение. Кроме работ по расчистке леса и сельскохозяйственных работ, клейдесдали всегда использовались для перевозки угля на ланкаширских шахтах. Сегодня клейдесдали — единственные шотландские тяжеловозы, и используются в основном для перевозки телег, доверху груженых бочками с пивом, а также для церемониальных шествий.

Назначение тяжеловозов

Лошади тяжеловозы создавались с целью тяжелой работы на полях или в упряжке. Эти рабочие лошади — сильные и выносливые, они использовались в качестве тяжеловозного транспорта, перевозя грузы на большие расстояния, передвигаясь ровной рысью.


Работа на лошади в поле

Времена изменились, и грузы перевозятся на транспорте и рабочая лошадь тяжеловоз стала не нужна. Но эти сильные и статные животные не утратили былой популярности, хотя и востребованы не так, как раньше. Их используют:

  1. В сельской местности для перевозки грузов, для получения молока и мяса;
  2. В городских условиях идет активное восстановление пород: они нашли применение в спорте, шоу и туристическом бизнесе;
  3. Исторические места Европы прекрасно дополняют лошади тяжеловозы. Они создают особый колорит, привлекая туристов.

Сколько стоит русский тяжик

Прежде чем приступать к покупке жеребца породы Русский тяжеловоз, следует выбрать опытного заводчика, который длительное время занимается такими лошадьми. Только в такой ситуации покупатель может не переживать по поводу состояния здоровья и чистокровности лошади соответственно стандартам.

Самый популярный по продажам русских тяжеловозов считается Прилепский племенной конезавод, на протяжении нескольких десятков лет там занимаются выводком настоящих тяжеловозов. Получить животное по выгодной цене можно в случае ликвидации племени. Как показывает практика, в таких ситуациях лошадей продавали за 1-1,5 тысячи американских долларов. Выбирая поставщика лошадей, немаловажную роль играет место расположения и отдаленность фермы или завода от проживания заказчика.

История породы

Отбор породистых рысаков в США начался еще в 18 веке. Основным стандартом лошадей считали не внешние данные, а скорость, с которой животное пробегало дистанцию в 1 милю (1609 м). Кроме этого, на формирование породы повлияла и страсть заводчиков к бегам и скачкам: для рысистых коней проводились специальные соревнования. В начале 19 века конный спорт приобрел необыкновенную популярность, т. к. технический прогресс сделал коней невостребованными в прежнем качестве тягловых животных.

Среди родоначальников породы были представители английской верховой и норфолкской рысистой пород (жеребцы Мессенджер, Джюстин Морган, Бельфаундер). При смешении качеств этих представителей в потомстве появились кони, отличающиеся высокой резвостью. Для коневодов, который знали, что доход зависит от того, какую скорость развивает их питомец, это предоставляло большие возможности для дальнейшего отбора.

Сиандартбреды становились все резвее с каждым новым поколением. Тех лошадей, которые не укладывались в стандарт резвости (1 миля за 2,5 минуты), даже не допускали к разведению в США.

Племенную книгу США начал жеребец Гамблтониан Х. Все ныне живущие кони стандартбредной породы являются его потомками.

История и развитие

В середине XIX века в нашу страну были завезены европейские тяжеловозы-ардены. Несмотря на не слишком изящный внешний вид и скромный экстерьер они стали невероятно популярны. В начале XX века производством некрупных тяжеловозов занималось уже большинство конезаводов и хозяйств. При этом арденов смешивали с разными породами: брабансонскими, першеронскими, даже с орловским рысаком.

Все это привело к тому, что качество породы было существенно улучшено, она приобрела уже четкие очертания и стала завоевывать места на выставках не только в пределах страны, но и за границей. Смена государственного строя негативно сказалась на разведении лошадей в принципе, однако, через несколько лет конезаводы начали восстанавливаться. В середине XX века была официально зарегистрирована порода русский тяжеловоз, работа над которой продолжается до сих пор.

Описание и экстерьер

Эта порода одна из самых легко узнаваемых, ее просто отличить от других лошадей. Животные отличаются крепостью сложения, конечностями с ярко выраженной мускулатурой, низковатым передом, высотой до полутора метров. Имеется челка, умеренно густая волосистая часть. Масть, как правило, рыжеватая, с некоторой чалостью, реже гнедая. Весят взрослые особи в среднем 700 кг. Что касается экстерьера, отмечаются следующие характеристики:

  • профиль прямого типа, голова сухопарая с широковатым лбом, легкая;
  • небольшие по размеру уши стоячего типа;
  • шея не слишком длинная, крепкая, с отличным развитием гребневой зоны;
  • спина широкого типа, не очень длинная, с хорошо развитыми мускулами, не жесткая;
  • грудная часть глубокая и широкая;
  • ноги не очень длинные, с наростом волос, крепкие, стойкие, копыта устойчивые.

Данная порода чрезвычайно хорошо рысит и ходит шагом, очень вынослива в обеих вариациях. Согласно инструкции по бонитировке, проводится комплексная оценка тяжеловозов по разным признакам, согласно которой устанавливается класс представителя: элитный, первого класса и другие лошади.

История и развитие

В середине XIX века в нашу страну были завезены европейские тяжеловозы-ардены. Несмотря на не слишком изящный внешний вид и скромный экстерьер они стали невероятно популярны. В начале XX века производством некрупных тяжеловозов занималось уже большинство конезаводов и хозяйств. При этом арденов смешивали с разными породами: брабансонскими, першеронскими, даже с орловским рысаком.

Все это привело к тому, что качество породы было существенно улучшено, она приобрела уже четкие очертания и стала завоевывать места на выставках не только в пределах страны, но и за границей. Смена государственного строя негативно сказалась на разведении лошадей в принципе, однако, через несколько лет конезаводы начали восстанавливаться. В середине XX века была официально зарегистрирована порода русский тяжеловоз, работа над которой продолжается до сих пор.

Краткая история селекции

В 40-х годах XIX века из Бельгии в Россию стали завозить некрупных тяжелоупряжных лошадей – арденов. Они быстро получили распространение, хотя и имели ряд экстерьерных недостатков. В 1904 году уже более 300 российских хозяйств и конных заводов занимались разведением арденов, но в разнообразных помесях – с першеронами, брабансонами. Орловский рысак также поучаствовал в улучшении качеств русских арденов.

В результате многолинейного скрещивания порода приобрела собственные черты и заслужила признание на международных выставках. Революция 1917 года на несколько лет прервала племенную работу. Возобновилась она уже в новых условиях и завершилась только в 50-х годах XX века регистрацией породы, которую назвали русский тяжеловоз. Сегодня основная работа с ней ведётся ВНИИ коневодства.

Владимирская тяжеловозная

Во Владимирской, Ярославской и Ивановской области с развитием промышленности и сельского хозяйства возникла острая необходимость в крупной, сильной и выносливой лошади. В начале 18 века в Гаврилово-Посаде был организован конный казенный завод, в котором разводились тяжеловесы. Изначально использовались в качестве производителей жеребцы верхового и рысистого направления. После стали использовать жеребцов-тяжеловозов: арденны, суффольки и першероны, после их стали заменять на шайров. Их скрещивали с местными, адаптированными к местным условиям, кобылами. В итоге был накоплен огромный массив крупных тяжелых коней. В результате дальнейшего их воспроизводительного скрещивания на свет появилась новая порода лошадей тяжеловозов – владимирская.

Для этих животных характерен

  • крупный рост,
  • хорошо развитый костяк,
  • массивное и растянутое телосложение,
  • голова длинная, крупная, с выпуклым профилем, но при этом сухая,
  • шея у них мускулистая, длинная,
  • холка длинная и высокая,
  • длинная лопатка косо поставлена,
  • спина удлинённая, широкая, нередко мягковатая,
  • круп широкий, длинный и раздвоенный,
  • поясница широкая и ровная,
  • грудь глубокая и широкая,
  • длинные, правильно поставленные, сухие ноги,
  • копыта крупные, но плоские; густая грива и хвост.

Часто конечности характеризуются сильной оброслостью, поэтому нередко они страдают от мокреца.

Характерная масть – гнедая, вороная реже, иногда караковая с белыми отметками на ногах и голове. Средний вес жеребцов – около 760 кг, кобыл – 680.

Для этих коней характерна высокая работоспособность и выносливость, сочетающаяся с добрым нравом и энергичным темпераментом.

Двигаются шагом и рысью владимировцы размашисто и свободно. Рекорд по скоростной доставке груза был установлен владимирским тяжеловозом и стал абсолютным среди всех прочих пород тяжей.   Шикарно смотрятся владимировцы, запряженные в тройки – мощь и сила их поражает. Ещё одним их плюсом является неприхотливость к содержанию и кормлению, благодаря чему они хорошо приживаются на Урале и в Сибири.

Особенности тяжелоупряжных пород

Тяжелоупряжные кони известны человечеству с незапамятных времен. Еще в Древней Греции и Риме крупные мощные животные использовались для перевозки тяжелых грузов. Позже такая лошадь стала неотъемлемым атрибутом военного дела и надежным спутником доблестных рыцарей. Однако искусственное выведение тяжеловозов относят к периоду капитализма, когда в годы бурного развития городов, возникла потребность в транспортировке различных грузов.

Как утверждают историки, первые породы тяжелых коней появились в Англии примерно в 18 веке. Позже уже выведенные местные тяжеловозы стали популярны в Бельгии, Франции и во многих других странах Европы. К этому времени относят возникновение известных ныне суффольков, шайров и клейдесдалей. Этих крупных, но достаточно энергичных коней использовали как в сельском хозяйстве, так и для транспортных и грузовых работ.

В нашей стране своя породная группа тяжеловозов существовала еще до революции. Тогда самыми популярными были ныне несуществующие битюги. Однако стремительное зарубежное коневодство вытесняло отечественное, поэтому к началу 20 века в больших городах и центрах с развитой промышленностью зарубежные породы имели огромное численное преимущество. Только после революции в СССР были созданы отечественные породы, такие как русская, советская, владимирская.

Внешний вид и способности

Чем же отличаются тяжеловозные породы лошадей от, скажем, рабочих или легкоупряжных? Первое и самое главное отличие – это возможность тянуть очень большие грузы. Сдвинуть с места они могут вес, превышающий собственный в несколько раз. Конечно, такие способности требуют и соответствующего телосложения. Лошадь тяжеловоз отличается массивным, крупным бочкообразным телом, широкой массивной шеей, короткими, но очень крепкими ногами с прочными широкими копытами и суставами.

Сегодня коней-тяжеловозов используют в основном на обработке мелкоконтурных земельных участков, при заготовке и уборке сена, на внутрихозяйственных работах, на фермах, а также на личных приусадебных участках. Чтобы полностью заменить лошадь во всех этих работах машинами, потребуется не один десяток лет.

Русский тяжеловоз сегодня

На текущее время практически все конезаводы переживают сложные времена, многие из них просто становятся банкротами и вынуждены распродавать лошадей за бесценок. Вообще тяжеловозы неприхотливые животные, продающиеся за среднюю стоимость, которая многим людям будет вполне по карману. За счет этого при Советском Союзе разведение такого бизнеса подкреплялось государственной поддержкой. К сожалению, нынешние частники могут рассчитывать только на самообеспечение.

Из-за нехватки средств на поддержание фермерства многие коннозаводства теряют уровень технической базы, сокращая поголовье до минимума. Нехватка корма сказывает на размерах, молодняк растет с меньшим ростом и слабыми характеристиками. На сегодня статистика демонстрирует сокращение поголовья русских тяжеловозов в 3,5 раза. И только при помощи энтузиастов кое-как поддерживается племенная работа по сохранность породы.

Основные европейские тяжеловозы

Современное тяжеловозное коневодство начало формироваться примерно в XVIII-XIX веках сначала во Франции, Англии и Шотландии, затем – в Бельгии и Германии. Коневоды потрудились на славу, творчески используя интуитивный опыт своих предшественников, и на сегодняшний день европейское коневодство может похвастаться такими всемирно известными породами, как:

  1. першерон.
  2. шайр.
  3. брабансон (или бельгийская тяжеловозная).
  4. булонский тяжеловоз.
  5. австралийский.
  6. клейдесдаль (или шотландский тяжеловоз).
  7. суффолк.
  8. ирландский тяжеловоз.
  9. тинкер (или ирландский коб).
  10. рейнский тяжеловоз.
  11. арденская лошадь.
  12. гафлингер.
  13. норикер.

Каждая из этих пород – предмет законной гордости той страны, где она была выведена. Европейские тяжеловозы оказали огромное влияние на развитие тяжеловозного коневодства в разных уголках мира, от Америки до Австралии. Так, австралийский тяжеловоз «родился» при скрещивании четырёх завезённых на материк пород – суффолка, шайра, клейдесдаля и першерона.

Предлагаем ознакомиться ᐉ Кедр сибирский — полезные свойства, описание

Першерон

Описание характера

Проявляя завидную неприхотливость, эта порода свободно адаптируется к различным погодным условиям и любой среде обитания, живя в пределах города или сельской местности. На контакт с детьми лошадь идет хорошо, подчиняясь поводу. В характере владимирского тяжеловоза мирно сосуществуют активность и уравновешенность, делая ее универсальной породой, подходящей не только для перевозки тяжелых грузов, но и для верховой езды.

Лошадь владимирский тяжеловоз представляет собою наиболее крупную породу из всех существующих Российских тяжеловозов. Интересно, что вес жеребцов составляет приблизительно 758 кг. И в обхвате груди они достигают целых 207 сантиметров! Кобылы не так уж сильно отличаются собственными параметрами. Обхват груди равняется 196 см, а вот вес их – 685 кг. Самой распространенной является именно гнедая масть. Но могут быть так же, рыжими либо вороными.

А еще они бывают с белоснежными отметинами на голове и ногах. Представители владимирских тяжеловозов обладают горбатым профилем, длиннющей крупной головой, длинной и мускулистой шеей, ярко выраженной холкой, длинной и широкой спиной, широкой грудью, длинным и наклонным крупом, а так же длинными ногами.

Несмотря на размеры лошади, угрожающий внешний вид, характер является полной противоположностью. Зачастую, как мерины, так и кобылы, имеют одинаково спокойный характер. Данный тип лошади отлично привыкает к хозяину и поддается упряжки без всяких проблем.

Проблемы могут появиться лишь в том случае, если хозяин будет плохо относиться к лошади. К местности, в которой проживают, Владимирские тяжеловозы приспосабливаются легко, к работе привыкают быстро.

Поскольку «Владимирцы» очень энергичны, молодые представители могут поначалу не слушаться хозяина, отпираться. Но немного хорошего и ласкового обращения переведут отношения на высший уровень, после которого лучшего и верного помощника, чем этот тяжеловоз, просто не существует.

Владимирский тяжеловоз отлично сочетает в себе такие качества, как упорство, уверенность и энергичность.

К любому виду работ тяжеловоз приспосабливается быстро. Даже молодые животные не нуждаются в специальной подготовке и обучению. Непослушанием могут отличиться молодые жеребцы, но вскоре темперамент усмиряется, а строптивость сменяется недюжинной трудоспособностью.

Владимирские лошади очень чувствительны, поэтому отношение хозяина играет немаловажную роль в достижении хороших результатов.

Основным преимуществом владимирцев является их значительная сила, выносливость и работоспособность. Официально зарегистрировано, что эти лошади за 5 мин. могут пробежать рысью 2 км с грузом 1,5 тонны. Такое же расстояние с грузом 4,5 тонны животное проходит за 14−15 мин. Без груза за 3 мин. владимирская порода лошадей может пробежать рысью до 1600 метров.

Сфера применения этих лошадей довольно разнообразна. Они транспортируют грузы, задействованы в сельскохозяйственных работах, могут ходить под седлом и в упряжи. Особенно колоритно выглядит тройка тяжеловозов, участвующих в русских ярмарках и народных гуляниях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector