Никандрова пустынь. благовещения пресвятой богородицы никандрова пустынь

Содержание:

Святыни Псковской области

ПСКОВ. Кафедральный Троицкий собор: мощи благ. кн. Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил Псковские, прмч. Иоасаф Снетогорский, блаж. Николай Саллос (части мощей в общей раке), оригиналы «Чирской» («Псковской») и «Псково-Покровской» икон Божией Матери, икона муч. Пантелеимона Целителя. Александро-Невский храм: «Сурдегская» икона Божией Матери.

Д. ОЗЕРА, Гдовского района. Покровский храм: мощи преп. Иларион Гдовский (XV в.).

С. ЕЛИЗАРОВО, Псковского района. Спасо-Елеазаров женский монастырь: икона «Спас Елеазаровский», «Феодоровская» икона Божией Матери.

Д. ОСТРОВ ЗАЛИТ (о. Залит (Талабск) на Псковском озере). Кладбище: чтимая могила прот. Николая Гурьянова.

Д. ОСТРОВ ИМ. БЕЛОВА (о. им. Белова (Верхний) на Псковском озере). Петропавловский храм: мощи преп. Досифей Верхнеостровский (ХV в.).

КРЫПЕЦКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Псковский район; к востоку от д. Тупицы): мощи преп. Савва (XV в.) и Корнилий (XIX в.) Крыпецкие.

П. ИЗБОРСК, Печорского района. Храм Рождества Богородицы: мощи преп. Серапион Изборский (XVI в.) (мощи под алтарем). Никольский храм: «Корсунская» икона Божией Матери.

Д. МАЛЫ, Печорского района. Рождественский храм: мощи преп. Онуфрий Мальский (XVI в.) (мощи под алтарем), блаж. Матфей (не канонизирован; чтимая могила около храма).

ПЕЧОРЫ. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: мощи преп. Марк, Иона, Васса (XV в.), Корнилий (XVI в.), Лазарь (XIX в.) и Симеон (ХХ в.) Псково-Печерские, мц. Татиана (десница), иконы Божией Матери «Успение Пресвятой Богородицы – Псково-Печерская» и «Умиление-Псково-Печерская» (в алтаре), в пещерах – чтимые могилы митр. Вениамина (Федченкова), архим. Алипия (Воронова) и Иоанна (Крестьянкина), схииг. Саввы (Остапенко), иеросхимон. Михаила (Питкевича) и др. старцев.

ОСТРОВ. Симанский Свято-Казанский женский монастырь: «Казанская» икона Божией Матери.

П. ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ. Свято-Успенский Святогорский монастырь: икона Божией Матери «Одигитрия-Святогорская».

С. ОПОКИ, Порховского района. Благовещенский храм: мощи преп. Иоаким Опочский (XVI в.) (мощи под алтарем).

С. ФЕОФИЛОВА ПУСТЫНЬ, Плюсского района. Свято-Успенская Феофилова женская пустынь (скит Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря): мощи преп. Феофил Омучский (XV в.) (мощи под алтарем).

Д. ЗАЯНЬЕ, Плюсского района. Никольский женский скит: икона свт. Николая.

Снова в Крыпецах

Окрестные жители, узнав о чудесном вразумлении разбойников, стали приносить святому иконы, хлеб, одежду и прославлять его. Но преподобный более всего боялся славы мирской, которая удаляет от любви Божией, поэтому снова ушел в Крыпецкий монастырь. Здесь братия, видя его высокую жизнь, смирение и послушание, поставили его пономарем, а потом сделали келарем. Хотя это возвышение было и не по сердцу смиренному пустыннику, за святое послушание он начал исполнять свою должность с великим усердием.

Однако, через некоторое время, во избежание всякого неудовольствия со стороны братий, ища уединения для молитвенных трудов, он удаляется из монастыря на некий остров, находящийся в трех километрах от обители. Преподобный построил там себе небольшую келью, в которой прожил три с половиной года, питаясь травами. Здесь по молитвам святого молния разбила на части огромный валун, и из земли забил источник, почитаемый до сих пор как колодец преподобного Никандра.

Вскоре молва о строгом подвижнике стала привлекать сюда много окрестных жителей, просивших молитв и духовного совета. Игумен же и братия Крыпецкого монастыря возроптали на преподобного, что он уменьшает своим духовничеством приношения в монастырь и повелели ему уйти с этого места.

История обители

Монастырь был построен в 1584 году. Место основания выбрано не случайно: там, где сейчас располагается обитель, 50 лет жил и молился преподобный Никандр, в честь которого назван комплекс храмов. Этот человек родился в 1507 году, при крещении был наречён Никоном. Он умер в 1581 году умер. Гроб с останками преподобного установили там же, где он молился, в небольшой хижине.

Спустя 2 с половиной года при мощах поселился мирянин. Через некоторое время он постригся в монахи и получил имя Исаиа, затем был рукоположён в иеромонахи, а позже получил сан игумена. С благословения Новгородского архиепископа Александра здесь построили обитель, которую стали называть Никандровой пустынью.

В старинных грамотах церковь впервые упоминается в 1598 году. Документ, составленный царём Фёдором Иоанновичем, освободил монастырь от обязательной уплаты земельных податей. В этой же грамоте говорится, что отныне участок в Михайловском погосте закреплён за Никандровым монастырём. В 1665 году на пустынь напало войско поляков. Постройки были разрушены, а монахи — убиты. Игумен Исаиа попал в плен, где его удерживали целый год. После освобождения монах с помощью мирян восстановил пустынь, но в марте 1673 года её почти полностью уничтожил пожар.

Благодаря подаяниям прихожан монастырь удалось восстановить. На месте деревянной церкви построили каменную, которая была еше больше, чем было прежнее здание. В 1687 году произошло значимое событие: мощи отца Никандра освидетельствовали и признали нетленными. Преподобный был причислен к лику святых. С тех пор дважды в год верующие стали отмечать день памяти в его честь.

Праздничными днями в честь Пустынножителя Никандра Псковского считают 24 сентября, когда он преставился, и 7 апреля — дату, почитаемую христианами как Благовещение Богородицы. В 1764 году статус обители понизили: церковь стала считаться заштатной и потеряла земельные угодья, а также лишилась около 400 монастырских крестьян.

Населённые пункты

Псков

Талабские острова

Псковская область, Талабские острова Большинство туристов, паломников и тех, кто помогает возрождению Талабских островов на Псковском озере, чаще всего посещают лишь ближайший из трех островов, Талабск (советское наименование — остров им. Залита). На этом острове служил известный старец — протоиерей Николай Гурьянов. Талабск всегда был самым населенным островом. Правда, сегодня здесь постоянно проживает всего полторы сотни жителей, хотя в течение веков население островов насчитывало не менее четырех, а то и шести тысяч человек.

Особенности путешествия Два раза в день из Пскова до деревни Большая Толба ходит автобус. Оттуда до островов добираются водным путем (на лодке или катере), по предварительной договоренности с отцом Сергием по электронной почте.

«Разгром Никандровой пустыни»

В августе 1919 года отряд белых вошел в Никандрову пустынь, пробыв в ней около недели. 21 августа в обитель, покинутую белыми, вошли красные. А уже 22 августа, как отмечено в документе «Разгром Никандровой пустыни», написанном от имени Порховского комитета РКП (б) и исполкома Порховского уезда, в монастырь прибыла советская комиссия и составила подробный протокол, в котором, как бы между делом, сообщается о том, что белыми якобы были вывезены все ценности монастыря, включая даже серебряную раку преподобного Никандра весом 13 пудов. Конечно, сама поспешность в составлении этого документа вызывает много вопросов. А учитывая то, что большевики были мастерами различных провокаций, вполне можно допустить, что, действительно, с белыми ушли молодые послушники и трудники монастыря (иначе их бы мобилизовали красные), что для пополнения запасов продовольствия белые могли взять часть его в монастыре. Но вопрос о серебряной раке святого и драгоценных ризах с икон остается открытым

Можно принять во внимание три версии: 1) ценности, действительно, увезли белые; 2) братия, воспользовавшись удобным случаем и опасаясь грабежа святынь со стороны красных, спрятала их; 3) красные «реквизировали» ценности, после чего раструбили всему миру о святотатственном разбое, обвинив в нем «белые банды» Булак-Балаховича

Revival of monastery

By the end of the 1990s, desert represented a heap of ruins, overgrown with forest. In 2000, the Archbishop of Pskov and Velikoluksky Eusebius has prompted a renewal of monastic life in the desert. In 2002, with the blessing of the Archbishop of Pskov and the Saints Eusebius Velikoluksky gates erected and consecrated the first wooden church in honor of the Mother of God «Perishing.» Far from it built a church in honor of the Holy Royal Martyrs. For several years, reborn from the ruins of the main temple of the monastery — the Cathedral of the Annunciation. The fall of 2010, the first episcopal service in the reconstructed Church of the Annunciation of the Blessed Virgin Mary.

Brethren of the monastery asked the holy prayers and support of all people of faith.

Святые места и источники

Целебные источники привлекают паломников с давних пор. Православные уверены, что вода из них способна исцелить от многих болезней, помочь в укреплении семьи, налаживании отношений и карьеры.

Святым считается то место, где раньше рос старый раскидистый дуб. Под ним долгое время находилась могила преподобного Никандра. При жизни старец под деревом принимал верующих, которые приходили поклониться святому месту. При пожаре, случившемся в 1673 году, дуб полностью сгорел.

До правления Петра I на территории Никандровой пустоши было 2 камня, почитаемых паломниками как священные. Люди из отдалённых районов приходили, чтобы поклониться им. До наших дней эти святыни не сохранились. Первый камень под названием «Возглавница» находился в Благовещенской церкви. Потом его передали Священному Синоду. Во время революции святыня была утеряна.

Второй валун под названием «Божий следок» находился в обители до тех пор, пока её не разрушили. О ее дальнейшем местонахождении нет никаких сведений. Сейчас на территории пустыни есть несколько святых источников:

  • Петропавловский. Источник находится в одной часовне с родником Живоносного креста, к западу от Святых Врат Никандровой пустыни. Раньше здесь был восьмиконечный крест, которому поклонялись паломники. Ежегодно 12 июля совершалось водосвятие, приуроченное к празднованию памяти святых Петра и Павла.
  • Живоносного креста. Воду из этого родника монахи используют для питья. Она очень вкусная и считается «живой».
  • Иконы Казанской Божьей Матери. Целебный источник находится при входе в обитель. Вода в нём мутная и имеет горьковатый привкус из-за того, что содержит частицы торфа. Рядом с родником находится указатель с информацией о расположении других источников.
  • Никандровский — считается главным во всей обители. Находится немного южнее монастыря. Рядом располагается часовня, возведённая в память о Никандре. Вода в роднике содержит ионы серебра, повышенную концентрацию сероводорода. Предание гласит, что родник выкопал Никандр, чтобы пить из него.
  • Александра Свирского. Расстояние от обители до источника — около 1,5 км. Родник назван в честь наставника преподобного старца. В воде содержится радон, из-за чего она выглядит голубоватой.

Где остановиться

Паломническая служба «Под Кров Цареградской» при Спасо-Елеазаровском женском монастыре

Действует с 2011.

Организует на территории монастыря проживание и питание для паломников. Может принять до 25 человек. Срок проживания: по согласованию. Паломникам и организованным группам необходимо заранее договориться о своем прибытии, заявки можно направлять на электронный адрес монастыря. Также предоставляется проживание и питание для трудников (мужчин и женщин). Необходимы предварительная договоренность и благословение настоятельницы.

Адрес:

Россия, 180523, Псковская область, Псковский район, д. Елизарово

Телефон:

+7 (8112) 679-558

Действует при монастыре:

Спасо-Елеазаровский женский монастырь Псковская обл.

Ночлег для паломников при воинском храме св. блг. кн. Александра Невского г. Псков

В помещении при храме оборудованы спальные места, на которых, в случае необходимости, могут разместиться до 100 человек. Проживающие обеспечиваются горячим питанием. Срок пребывания не устанавливается. Можно приезжать группами и по одиночке, но заранее предупредив о своем приезде.

Адрес:

Россия, Псковская область, г. Псков, ул. Мирная 1

Телефон:

+7 (8112) 72-14-41

Факс:

+7 (8112) 66-00-54

Действует при храме:

Воинский храм св. блг. кн. Александра Невского г. Псков

Детский лагерь при Спасо-Казанском женском монастыре г. Остров

Проводится, как правило, летом (в июне), реже — в дни осенних каникул. Продолжительность лагеря две недели. Может принять 12 детей. Дети проживают на территории монастыря в отдельном корпусе. Пребывание в лагере бесплатное.

Адрес:

Россия, Псковская область, г. Остров, ул. Малая Пионерская, 80

+7 (81152) 3-65-17

Действует при монастыре:

Спасо-Казанский женский монастырь г. Остров.

Детский лагерь при храме Рождества Пресвятой Богородицы п. Старый Изборск

Действует с 1997.

Проводится во время школьных каникул. Может принять до 100 детей, в возрасте от 7 до 15 лет. В программе лагеря спортивные мероприятия, экскурсии, паломнические поездки и др. Родители вносят посильные пожертвования на содержание лагеря.

Адрес:

Россия, Псковская область, Печерский р-н, п. Старый Изборск

Действует при храме:

Храм Рождества Пресвятой Богородицы п. Старый Изборск

Детский летний лагерь при храме Воздвижения Креста Господня с. Лукино

Действует с 2007.

Проводится в июле-августе, продолжительность смены две недели. Может принять до 35 детей, возраст — от 5 до 16 лет. В программе лагеря спортивные игры, экскурсии и др. мероприятия. Путевка бесплатная.

Адрес:

Россия, Псковская область, Куньинский р-н, с. Лукино

+7 (911) 356-56-71

Действует при храме:

Храм Воздвижения Креста Господня с. Лукино

Целебные источники

Никандрова пустынь знаменита своими святыми источниками, которые считаются целебными:

  1. Источник Александра Свирского;
  2. Петропавловский источник;
  3. Источник иконы Казанской Божьей Матери;
  4. Источник Живоносного креста;
  5. Никандровский источник, который считается главным в обители.

В 60-е годы источники были залиты мазутом, чтобы прекратить паломничество к ним верующих и страждущих исцеления. Однако родники смогли самоочиститься и теперь об этом варварском поступке не напоминает ничего.

Характеристики

Целебные источники образованы в результате разлома земной коры и выхода на поверхность грунтовых вод. В любое время года они сохраняют постоянную температуру в +4 +6°С.

  • Источник Казанской Божьей матери располагается на входе в монастырь. Его вода не отличается прозрачностью и имеет горьковатый привкус из-за наличия в ней торфа. Рядом с этим родником находятся указатель, который рассказывает о местоположении других источников.

Источник Александра Свирского находится в лесу на расстоянии полутора километров от обители. Он получил свое имя в честь наставника Никандра святого Александра Свирского.

Из-за повышенного содержания радона, вода в этом роднике окрашена в слегка голубоватый цвет. Также из-за высокого содержания химических соединений железа с другими веществами в воде трава вокруг родника приобретает желтый оттенок, из-за чего источник носит народное название «Желтый».

Это самый глубокий источник Никандровой пустыни, его глубина составляет 7 метров. Здесь оборудована купель, в которую окунаются многочисленные паломники.

Никандровский источник находится к югу от обители и имеет повышенное содержание сероводорода, возле него установлена часовня в честь преподобного. Согласно преданиям, этот источник был выкопан самим Никандром и использовался им для питья. В народе этот родник носит имя «Серебряного источника», что подтверждено химическим анализом воды — в ней действительно повышено содержание ионов серебра.

Петропавловский источник и источник Живоносного Креста располагаются к северо-западу от монастыря и объединены под крышей одной часовни. Несмотря на то, что ключи находятся рядом, вода в них поступает с различной глубины и отличается по своему составу.

Источник Живоносного Креста несет в себе «живую» воду, которую используют монахи в повседневной жизни. Эта вода отличается особо приятным вкусом и попробовать ее должен каждый побывавший в монастыре паломник или турист.

Другой источник, Петропавловский, несет воду с содержанием сероводорода, пить которую рекомендуется только больным, желающим исцеления.

Еще об одном религиозном месте, Новоафонском монастыре Абхазии и окрестностях города Новый Афон, вы можете узнать отсюда.

Целебные свойства, или зачем окунаться в эти воды?

Главное, за что ценят Никандрову пустынь и за что она пользуется огромной популярностью — целебные свойства ее знаменитых источников.

Источник иконы Казанской Божьей Матери не случайно носит народное название «Глазной». Считается, что его вода помогает при лечении глазных болезней и других патологий, связанных с этим органом чувств.

Железистые соединения источника Александра Свирского помогают при болезнях органов пищеварения и проблемах с желудочно-кишечным трактом. Кроме того, в этом источнике паломники принимают радоновые ванны, которые помогают при проблемах с кожей, болезнях опорно-двигательного аппарата и системы кровообращения.

Однако из-за того, что радон — активный радиоактивный элемент, купание в этом источнике строго противопоказано людям с онкологическими заболеваниями и доброкачественными опухолями.

Никандровский источник пользуется большой популярностью из-за большого перечня болезней, от которых помогают его воды. В этот список входят различные артриты, ревматизм, другие болезни опорно-двигательного аппарата.

Кроме того, вода этого родника помогает при зубной боли, что отразилось в его народном названии «Зубной» источник.

Вода Петропавловского источника используется паломниками для лечения болезней нервной системы, заболеваниях половой сферы, болезнях сердца и системы кровообращения.

Рекомендуем посмотреть видео-экскурсии по Никандровой пустыни:

Это интересно:

Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:

Вконтакте
Facebook
Twitter
Google+
Одноклассники
Мой мир

Где находится гора Эльбрус? Где находится Соль-Илецк? Отдых в Челябинске на озерах: что может быть прекраснее? Куда сходить в Кронштадте: фото и описание достопримечательностей

Никандрова пустынь — фото

Как и многие другие монастыри, Никандрова пустынь не функционировала в советские годы, а постройки обители были практически полностью уничтожены.

В наше время монастырь возрождается и возвращает былую славу одного из духовных центров Псковской области и всей страны.

Свое название Никандрова пустынь получила в честь святого Никандра Пустынножителя, удалившегося от мира в пустынь. На месте уединения Никандра после его смерти и была основана Никандрова пустынь.

Где находится?

Никандрова пустынь находится на западе России в Псковской области примерно в 70 километрах от областного центра. Монастырь располагается на реке Демьянке неподалеку от города Порхов. Точный адрес: Псковская обл., Порховский район, деревня Любовец.

История обители

Монастырь был основан в 1585 году мирянином Исаией, принявшим монашество и ставшим первым игуменом монастыря. Обитель была организована на месте подвига Никандра, удалившегося от мира и проведшего здесь в молитве долгие 50 лет. После кончины Никандра и была основана обитель, которой предстояло стать одним из самых значимых монастырей северо-запада России.

Первый век жизни обители был довольно труден: в 1665 году в ходе русско-польской войны монастырь был разорен, а спустя 8 лет в 1673 году деревянные постройки пустыни практически полностью сгорели во время сильного пожара. Из-за этой беды монастырь был полностью перестроен в камне. В 1686 году были обретены святые мощи Никандра, после чего преподобный был канонизирован.

В XIX веке обитель достигла расцвета и стала одним из крупнейших монастырей Псковской губернии. В конце 20-х годов по решению советских властей монастырь был закрыт, постройки обители были проданы на слом и использовались в качестве стройматериала при постройке соседнего военного городка.

Возрождение монастыря началось в 2000 году, когда было принято решение о его восстановлении, годом позже был образован попечительский совет.

Первым восстановленным храмом Никандровой пустыни стала деревянная церковь иконы «Взыскание погибших».

Как доехать?

Чтобы добраться до Никандровой пустыни автотранспортом следует выехать на дорогу Р-56 (Великий Новгород — Псков), либо на автотрассу Р-23 (Санкт-Петербург — Псков), далее следует свернуть с трассы и доехать до села Дубровно, после чего добраться до деревни Загоска, от которой ведет 10-километровая грунтовая дорога к Никандровой пустыни.

При поездке на поезде, следует доехать до станции Дно, пересесть на электричку Псков-Дно, выйти на станции Сосонье, после чего совершить 10-километровый пеший переход от деревни Хилово до монастыря.

Православие во Псковской области

Территория Псковской области является одной из самых ранне заселённых славянами территорий в России. Первое упоминание Пскова датируется 903 годом («Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись), а Изборска — 862 годом («Повесть временных лет»).

По количеству святых и святынь Псковскую землю называют Северной Палестиной. Сегодня на территории Псковской области насчитывается более 10 монастырей и большинство из них действующие, а закрытые все равно доступны для посещения.

Монастыри – одно из немногих мест в современном мире, где чувствуешь умиротворение, спокойствие и радость. Одни туристы посещают храмы не как святые места, а как архитектурные постройки. Другие отправляются в монастырь за советом и наставлением монахов, как правильно жить в мирской жизни. Верующие странствуют и для поклонения святыням в надежде обрести не только душевное спокойствие, но избавиться от тяжкого недуга.

Православные монастыри Псковщины являются как объектами экскурсионно-познавательного, так и паломнического туризма. В Псковскую область отправляются увидеть всемирно известные фрески Снетогорского и Мирожского монастырей. Святогорский монастырь в свое время входил в число двадцати самых богатых и почитаемых обителей Руси, а Псково-Печерский ныне — один из самых крупных и богатых в России мужских монастырей с многовековой историей. На первую монастырскую церковь, устроенную в пещерах и освященную в 1473 году, едут посмотреть со всех концов России из других стран. В Савво-Крыпецком мужском монастыре привлекают верующих мощи Саввы Крыпецкого — основателя монастыря, а в Никандрову пустынь едут люди, страждущие от душевных и телесных болезней.

Козни бесовские

С великой скорбью покинул преподобный место молитвенных подвигов в Крыпецах. Получив некое извещение «по прозрению» от Бога, пошел он снова в свою прежнюю пустыню. На пути встретил он много сильных искушений. Так в селе Локоты застала Никандра ночь. Он попросился на ночлег к одному поселянину. Тот с радостью принял гостя и стал угощать его, потому что в доме шел пир. Был понедельник Сырной недели, а по понедельникам святой держал пост, и по этой причине отказался от пищи и пития, что показалось хозяину подозрительным. Он принял Никандра за одного из разбойников, которые накануне разграбили и сожгли дом его соседа. Хозяин и гости стали бить святого палками. По милости Божией на крик сбежались соседи и спасли преподобного от смерти, усовестив нападавших. Утром раскаявшийся хозяин предложил святому хлеб и с честью отпустил его. Никандр с великим беззлобием простил причинивших ему побои и пошел в пустыню, славя Пресвятую Троицу. Утомясь от долгого пути, святой прилег отдохнуть, и вдруг увидел двух волков, стоящих у его возглавия и готовых его растерзать. Никандр перекрестясь и взяв в руки посох, встал, ударил посохом в землю и восклинул: «Отступите от мене вси творящии беззаконие!» Звери тотчас исчезли и преподобный был сохранен благодатию Божией.

Закрытие пустыни. Война.

Несколько раз пустынь находилась на грани закрытия. Так, например, на заседании Псковского губисполкома 22 октября 1923 года было принято решение о закрытии монастыря. Монастырь, повидимому, спасло лишь открытие при нем инвалидного дома, который позже перевели в Сольцы. А еще раньше советская комиссия по «изъятию церковных ценностей» взяла в монастыре все, что оставалось ценного, в том числе и серебряные подсвечники весом каждый более 2 пудов. Все другие монастыри были уже закрыты, но Никандровский не сдавался. Монахи совершают богослужения, устраивают крестные ходы, в 1928 г. открывают в д. Любовец церковь… Но 9 ноября 1928 г. приниматся решение об окончательной ликвидации монастыря и выселении оставшихся монахов. Постройки монастыря были проданы 13-й легкой танковой бригаде, базировавшейся на окраине Порхова, на слом. Камни от разрушенных монастырских церквей и корпусов были использованы на строительство военного городка. И военный городок, и сама часть были уничтожены немецкой авиацией буквально в первые дни войны. В 1970-е годы камни Никандровой пустыни были использованы для строительства комплекса в память о советских военнопленных, лагерь которых находился неподалеку.

После закрытия пустыни и ее разрушения танковой частью, часть зданий оставалась в целости и ими воспользовались местные жители, организовав колхоз на монастырских землях.

Вскоре после начала войны на Псковскую землю пришли немецкие войска, которые не препятствовали открытию храмов и деятельности Псковской миссии, совершившей великий подвиг по восстановлению православной веры на русской земле. В 1942 году была предпринята попытка восстановить монашескую жизнь в Никандровой пустыни. Сюда назначается настоятелем обители игумен Андрей (Тишко). По призыву начальника Миссии протопресвитера Кирилла Зайца в 1942 г. в день обретения мощей преподобного Никандра в пустынь пришел многолюдный крестный ход из окрестных селений и Порхова.

Однако восстановить монастырь тогда не удалось. Осенью 1942 года скончался от тифа игумен Андрей. И хотя сюда приезжали служить и о. Кирилл, и другие священники, попытка возрождения монашеской жизни в пустыни не имела успеха. Вместо этого немцы устроили в пустыни контору по заготовке древесины, проложив вдоль лесного шоссе узкоколейку, по которой лес отправлялся в Хилово. На работу в пустынь пригонялись девушки из окрестных деревень.

После войны любители легкой наживы из числа жителей деревни Дуброво перекопали все монастырское кладбище в поисках драгоценностей. Следы действий святотатцев сохранились до наших дней: надгробные плиты сдвинуты с мест, рядом зияют ямы, каменные кресты одни – прислонены к деревьям, другие – просто лежат на земле… Всех святотатцев наказал Господь. Один повесился, другого убили в Прибалтике, третьи – пропали неизвестно где, даже родственники ничего не знают. Были и такие, кто «во исполнение решений партии и правительства» возили на подводе в пустынь мазут и сливали его в святые источники. И эти осквернители плохо закончили свою недолгую бессмысленную жизнь. «Смерть грешников люта» – неложно говорит Писание. Верующие же матушки приходили к «ключикам» и тщательно, со слезами на глазах и молитвой на устах, очищали их. И снова шли отовсюду к источникам православные люди. Над руинами Благовещенского собора, над тем местом, где стояла рака преподобного Никандра, боголюцы устроили символическуй могилу, куда приходили помолиться и поклониться святому, почти не надеясь на то, что когда-то здесь снова возродится обитель. Но невозможное человекам возможно Богу.

Благодатный пустынножитель

В прежней своей пустыне, живя в посте и молитве, много скорбей принял преподобный, претерпевая различные искушения с терпением и благодарением. Пятнадцать лет никто не видел пустынника.

Промыслом Божиим его уединенная келья была обнаружена поселянином Петром Есюковым из села Ладыгино, который, погнавшись за лосем, оторвался от своих товарищей, потерял зверя из виду, и вдруг увидел маленькую хижину, окруженную частоколом. Преподобный Никандр назвал Петра по имени, хотя никогда его не видел, и пригласил в «гостиницу» у дуба. В беседе с гостем преподобный предрек ему, не имевшему детей, рождение сына. Предсказал ему преподобный также возникновение монастыря на месте своих подвигов, о будущем храме Благовещения и о своем отшествии к Богу.

Древнее житие говорит, что преподобный был любим всеми за смирение и прозорливость, что он неустанно утруждал тело свое всенощным стоянием на молитве и множеством поклонов. Когда у него был недостаток пищи, святой питался «былием травным» и травой, называемой в народе «уж». Вкушал подвижник лишь один раз в день, а воду пил через день и то понемногу.

Преподобный Никандр снискал от Бога дар прозорливости. Так, однажды пришел нему для беседы близ живущий христианин по имени Симеон. Преподобный, провидя его скорую смерть, дал Симеону ножницы со словами: «Они тебе пригодятся». Симеон послушался святого и постригся в монашество, после чего вскоре отошел ко Господу.

Много чудес творил святой, исцеляя больных и страждущих. Однажды принесли к его келье человека по имени Назарий со страшной язвой на груди, полтора года лежавшего на одре болезни. Святой сжалился над страдальцем, перекрестил его незаживающую рану и велел отнести больного в «гостиницу у дуба». чтобы тот поспал. Назарий, уже долго не спавший от сильных болей, крепко заснул. А святой встал на ночную молитву.

Наутро больной встал совершенно здоровым, благодаря Бога и Его великого угодника преподобного Никандра. Однако святой по великому смирению не хотел принять похвал и запретил Назарию говорить другим о случившемся с ним, прибавив: «Да не горше ти что будет».

История

Монастырь основан в 1584 году на месте подвига преподобного Никандра, в крещении Никона (1507—1581), где он провёл в молитве почти полвека.

Спустя два с половиной года после кончины Никандра в хижине при его гробе поселился некий мирянин, впоследствии принявший постриг с именем Исаиа. Новгородский архиепископ Александр рукоположил Исаию в иеромонаха, а затем посвятил в игумена новой обители. Монастырь назвали Никандровой пустынью.

Самым древним упоминанием монастыря считается «обельная» грамота царя Феодора Иоанновича, датированная декабрём 7106 (1598) года, адресованная первому игумену пустыни Исаие, которая освобождала монастырь от земельных податей, закрепляя за ним земли «в Порховском уезде в Михайловском погосте».

В 1665 году поляки разорили обитель, монахов побили и удержали на год в плену игумена.

31 марта 1673 года деревянная пустынь почти полностью сгорела.

Благодаря подаяниям в обители вместо деревянных церквей были устроены уже каменные. Монастырь расширился.

29 июня 1687 года по просьбе игумена Евфимия с братией по приказу Патриарха Иоакима совершено освидетельствование мощей преподобного Никандра, которые были обретены нетленными. Постановлено было праздновать память преподобного Никандра в день храмового праздника Благовещения Богородицы и в день его преставления 24 сентября. В дальнейшем в обители стали отмечать и день обретения его мощей.

В 1764 года монастырь поставлен был в степень безокладной заштатной пустыни, и лишился 390 крестьянских душ и многочисленных земельных владений.

При начавшемся в 1781 году размежевании Псковской губернии, монастырю удалось вернуть почти все земли и угодья, пожалованные царём Алексеем Михайловичем вокруг монастыря на пять вёрст.

В 1800 году пустынь причислена к капитулу Ордена Святого Иоанна Иерусалимского с ежегодным пенсионом в две тысячи рублей (выплачивался и по кончине императора Павла Петровича); стала ставропигиальной, в непосредственном подчинении Синода. Однако в 1808 году Святейший Синод видя, что с момента передачи ему монастыря он только «обременён разбирательством мелочных ссор и неприятностей между настоятелем и монашествующими; а принимаемые меры не привели ни к чему», попросил императора о возвращении пустынь в епархиальное ведомство, что и было утверждено высочайшим указом от 7 августа.

Своего расцвета Никандрова пустынь достигла во времена архимандрита Игнатия Васильева (1853-1870). В 1855 года при архимандрите Игнатии установлен ежегодный крестный ход из пустыни в Порхов с иконой преподобного Никандра.

Открытка с видом Никандровой пустыни, начало XX века

9 ноября 1928 года принято решение об окончательном закрытии монастыря и выселении оставшихся монахов. Постройки монастыря были проданы на слом 13-й лёгкой танковой бригаде, базировавшейся на окраине Порхова, и были использованы для строительства военного городка.

В 1942−1943 годах, в условиях немецко-фашистской оккупации, были начаты работы по восстановлению пустыни, но после изгнания оккупантов советская власть пресекла эту инициативу.

Возрождение обители

Обитель начала возрождаться в 2000 году. В 2001 года создан попечительский совет возрождающегося монастыря.

В 2002 года у ворот воздвигнута и освящена первая церковь — деревянная в честь иконы Богоматери «Взыскание погибших».

В сентябре 2003 года наместником пустыни назначен игумен Спиридон (Иващенко).

В 2005 году построена и освящена часовня над источником во имя преподобного Александра Свирского. 28 мая 2005 года совершен под началом архиепископа Евсевия крестный ход в память 150-летия установления крестного хода из пустыни в Порхов.

7 октября 2010 года торжественно освящён каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (заложен в 2007 году).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector