Лучшие упражнения для развития памяти на каждый день: техники для любого возраста

Улучшение функции мозга

Тренировка памяти с помощью упражнений значительно повышает качество жизни. Улучшить функции мозга помогают концентрации, расслабления, медитации. Даже такие предметы, как математика, стимулируют работу органа и повышают уровень внимания. Пальцевая гимнастика и физические упражнения тоже улучшают мозговое кровообращение и дают возможность добиться лучших результатов в запоминании информации.

Если человеку сложно заставить себя заняться полезным делом, тогда он может начать с тренингов, на которых получится не только ускорить процесс восприятия информации, но и познакомиться с новыми людьми.

Взрослым и пожилым людям следует помнить, что память требует регулярного напряжения. Постоянные тренировки и собственные усилия помогут избежать проблем с познавательными способностями мозга в будущем.

9 Упражнений Для Развития Мозга

Watch this video on YouTube

Как улучшить взрослым?

Тренировки памяти и внимания бывают разными – зачастую одни и те же упражнения помогают улучшить и концентрацию, и память – эти две функции мозга неразрывно между собой связаны.

Если вы хотите развить данные качества, вам могут помочь следующие методы.

Изучение иностранных языков: они сейчас нужны для работы и путешествий, а также именно они позволяют отлично развивать способности к запоминанию – выбирайте язык, который вам нужен или интересен

Важно заниматься каждый день, иначе для памяти от этого не будет никакой пользы. Возьмите за правило изучать в день по 5-10 новых слов
Работайте с ними, применяйте в простых предложениях, учите новые и постепенно увеличивайте словарный запас: обращайте внимание на произношение и правописание.

Эффективным для развития памяти и внимания для взрослых считается упражнение Пифагора

Каждый вечер вы должны максимально подробно вспомнить все, что случилось с вами за прошедший день: настоятельно рекомендуется записывать это – вести своеобразный дневник
Очень важно, составляя такие записи, вспоминать все последовательно и не перепрыгивать с одного события на другое. Возьмите в привычку перечитывать написанное по утрам – так вы сможете запоминать больший объем информации сразу. Со временем начинайте перечитывать не только записи о вчерашнем дне, но и, например, записи за целую неделю.

Для памяти и внимания также очень полезным может оказаться заучивание стихотворений наизусть. Стихотворения бывают разные, и вы сможете подобрать подходящие под себя – важно, чтобы задача вызывала трудности, но была посильной. Если с памятью совсем плохо, возьмите короткое простое стихотворение. Если несколько строф даются вам легко, можете взяться за часть поэмы. В таких занятиях крайне важно, чтобы стихотворения не забывались сразу же после занятия: старайтесь вспоминать их в течение дня, повторять через несколько дней или через неделю.

Если вы любите читать, но замечаете, что плохо запоминаете содержание, можно улучшить память, пересказывая прочитанное. Постарайтесь прочесть несколько страниц, а затем максимально подробно воспроизвести содержание написанного. Со временем увеличивайте количество страниц для пересказа, но не сокращайте объем своего рассказа – он должен быть максимально подробным. Постарайтесь пересказать содержание прочитанного сразу после чтения, через несколько дней, через неделю.

Попробуйте для развития концентрации и памяти настольные или онлайн-игры. Сейчас есть всевозможные таблицы, кроссворды, компьютерные игры, нацеленные именно на внимание и память. Так вы сможете увлекательно проводить время и тренироваться. Преимущество игр заключается в том, что на них необязательно выделять отдельное время посреди дня: вы можете заниматься с телефоном или с листком бумаги, когда едете в общественном транспорте или стоите в очереди.

Для развития памяти и внимания может помочь мнемотехника – это совокупность простых приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации. Эти приемы в большинстве своем основаны на удобном структурировании знаний или на поиске удачных ассоциаций. Для числовой информации обычно используют метод ассоциаций: например, вы можете связать числа с датами рождения своих друзей, известными вам номерами телефонов, количеством комнат или этажей в вашем доме. Если запомнить требуется нечисловую информацию, для этого может использоваться метод категоризации.

Как развить память у ребенка: совет невролога

Разумеется, все эти методы будут иметь эффект, если человек высыпается, борется со стрессом, питается здоровой пищей и ведет активный образ жизни. В жизни ребенка очень часто возникают задачи, связанные с запоминанием – ему нужно обучаться большую часть жизни и правильно откладывать в своей голове новые знания.

Врач-невролог АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) Анна Терехова отмечает, что для улучшения памяти необходимо формирование новых нейронных связей в головном мозге. У ребенка память неразрывно связана с общим состоянием организма. Необходимо полноценное питание, профилактика авитаминозов (витамин D, С и др.). Также память ребенка связана с формированием речи и моторных функций.

«Важно не заучивать текст, а наиболее полно пересказать его. Играйте с детьми в «пальчиковые игры» и делайте «пальчиковую гимнастику» с постепенным усложнением заданий

Эта рекомендация подходит и для взрослых. Не существует продукта, который бы достоверно улучшал память. Придерживайтесь принципов здорового питания, контролируйте свой витамин D и соблюдайте адекватный питьевой режим», – заключает Анна Терехова.

Что еще поможет поддержать молодость мозга

Мы с вами усвоили упражнения и взяли на заметку полезные продукты, а теперь перейдем к изучению дополнительных способов и рекомендаций, которые помогут вам улучшить память и сохранить ее на долгие годы.

Высыпайтесь

Специалисты в области исследований сна давно установили прямую его взаимосвязь с памятью. Наш мозг устроен так, что для запоминания новой информации ему нужно пройти определенную фазу сна.

Наверняка вы замечали, что выученный к школьному уроку стих лучше всего помнится на утро следующего дня. Вчера вы его пытались запомнить, а ночью во сне мозг получил возможность обработать и отсортировать новые данные.

Кстати, рекомендую почитать статью о том, как высыпаться. Советы психологов помогут вам грамотно организовать свой сон.

Тренируйте мозг

Есть много способов тренировки памяти и мозговой активности:

  • запоминание стихов, телефонных номеров;
  • изучение иностранных языков;
  • собирание пазлов;
  • рукоделие;
  • разгадывание кроссвордов, сканвордов и судоку;
  • игра в шахматы, шашки и т. д.

Можно скачать на смартфон различные приложения с головоломками и тренироваться в автобусе по пути на работу или в очереди в супермаркете.

Если хотите более подробно узнать о том, как тренировать свой мозг, рекомендую заглянуть в нашу публикацию. Также на блоге есть подборка лучших онлайн-тренажеров для развития мозга.

Поддерживайте физическую активность

Американские исследования помогли установить, что в процессе движения растут новые клетки участка мозга под названием гиппокамп. Он отвечает за фильтрацию поступающих данных и сортирует то, что нужно отправить в долговременную память, а что зафиксировать в кратковременной. Благодаря двигательной активности не только растут новые клетки, но и защищаются от разрушения старые.

Только представьте: легкая получасовая пробежка или тренировка может в 2-3 раза повысить умственные способности и концентрацию, облегчить процесс запоминания.

Практикуйте осознанность

Быть здесь и сейчас весьма непросто. Чаще всего мы находимся в своих мыслях: пережевываем неприятные ситуации, ведем внутренние диалоги, планируем грядущие события, волнуемся из-за них. Находясь в своей голове, мы на автопилоте совершаем привычные действия, а потом не можем вспомнить детали. Положили очки не туда, закрыли входную дверь и забыли, не можем вспомнить, выключен ли утюг.

Усилить концентрацию и память поможет осознанность. Вернитесь из головы в тело, совершайте все действия, осознавая их, чувствуйте, как соприкасаетесь с предметами, вслушивайтесь в звуки.

Прокачать кратковременную память помогут медитации. У тех, кто регулярно занимается медитативными практиками, память значительно лучше.

На блоге iklife.ru есть подборка лучших курсов по медитации. Загляните – будет интересно!

Простые задачи для разных видов памяти

Разные виды памяти нуждаются в разных методах и подходах. Но научиться лучше запоминать, развить свои способности, увеличить объем памяти может каждый самостоятельно и в домашних условиях, невзирая на свой возраст, пол и социальный статус.

Для долговременной

Чтобы долговременные связи сохранялись, нужно повторение. Иногда достаточно просто время от времени повторять то, что было выучено. Полезно научиться детально пересказывать прочитанные книги, просмотренные фильмы и спектакли. Причем не только после просмотра или прочтения, но и через несколько месяцев.

Лучшим методом долгосрочного запоминания считается сознательное восстановление синаптических связей. Важная и значимая информация должна повторяться человеком ежедневно в течение первых трех дней, потом через неделю, месяц и по истечении полугода.

Такой простой подход поможет без труда надолго запоминать даже сложные и объемные массивы информации. Но не все из нас могут позволить себе столь длительные сроки. Например, студенту приходится запоминать информацию за несколько дней до зачета и от души надеяться, что важные профессиональные сведения сохранятся надолго. В этом случае рекомендуется тренироваться по такой схеме:

  1. повторяем материал сразу после ознакомления;
  2. повторяем во второй раз через 20 минут;
  3. в третий раз повторяем информацию через 8 часов;
  4. четвертый повтор происходит ровно через сутки, предпочтительно перед отходом к ночному сну.

Для кратковременной

Кратковременная память нам нужна, чтобы помнить, куда с утра были положены ключи или запомнить номер телефона, чтобы записать его. К краткосрочной памяти относят тактильные и вкусовые ощущения, обонятельные нюансы, зрительные образы, слуховую память.

Наше кратковременное хранилище ограничено по объему. Например, взрослый может запомнить одновременно до 9 элементов, а ребенку доступно около 5. Объем зависит не только от возраста, но и от генетических особенностей, просто у кого-то от рождения память лучше. Для тренировки стоит использовать такие методы, как техника Фибоначчи. По пути на работу мысленно составляйте ряд чисел, в котором каждое следующее будет суммой двух предыдущих — 1, 2, 3, 5, 8, 13 и т. д.

Если появляется свободная минутка на работе или в коллективе однокурсников, почему бы не сделать простое, но эффективное групповое упражнение, которые называют «Абзацем»? Для него нужна лишь книга. Откройте ее на любой страничке и прочтите абзац. Задача слушающих и читающего – запомнить и следом воспроизвести каждое слово.

Тренировать кратковременную память без укрепления зрительной невозможно. Разложите перед собой десяток любых предметов. Дайте себе минуту посмотреть на них внимательно и запомнить детали. Потом накройте предметы чем-то непрозрачным или сметите их все разом в ящик стола. Мысленно повторите все, что запомнили о каждом из них. Начинайте с простых предметов, но постепенно используйте все более сложные вещи.

Ничего особого делать не нужно, лишь вечером перед сном следует выделить четверть часа на то, чтобы детально вспомнить все события минувшего дня: с кем вы встречались, о чем говорили, во что был одет человек, какого цвета у него были пуговицы и т. д. Точкой отсчета должно быть пробуждение, а далее следуйте по порядку, не нарушая хронологической последовательности событий.

Уникальные упражнения

Очень важно подобрать те упражнения для развития памяти, которые не будут в тягость. Если человек страдает и находится в состоянии стресса, то занятия не принесут пользы

Специалисты разработали несколько эффективных упражнений:

  1. Таблицы Шульте. Они помогают освоить скорочтение, а также значительно улучшить память, развить внимательность и наблюдательность. Таблички представляют собой квадраты с 25 клетками, где в хаотичном порядке размещены цифры от 1 до 25. В уме нужно найти все цифры в правильном порядке. Сделать это требуется настолько быстро, насколько возможно. Каждую тренировку следует выбирать новую табличку. Похожий способ работает с предметами: требуется хаотично рассыпать около 10—20 разных мелких вещей, посмотреть пару мгновений на них, а затем перемешать и попытаться их правильно разложить.
  2. Кинолента. Суть этого метода состоит в том, чтобы каждый вечер попытаться вспомнить всё. что происходило за день. При этом рекомендуется вспоминать любые мелочи и детали: от телефонных звонков и перерывов на обед.
  3. Метод Айвазовского. Задача заключается в том, чтобы в течение нескольких минут смотреть на любой объект, а потом с закрытыми глазами попытаться представить все детали. Начинать стоит с простых предметов, а затем переходить на более сложные.
  4. Запоминание. Память можно натренировать точно так же, как и мышцы. Для этого рекомендуется заучивать наизусть стихи, отрывки из книг или монологи героев. Желательно даже не просто запоминать, а придумывать различные ассоциации. Информацию можно не только проговаривать, но и прописывать несколько раз, тогда будет задействована механическая и моторная память.
  5. Игра в отличия. Поиск расхождений на, казалось бы, одинаковых картинках — это отличное мнемотехническое упражнение.
  6. Аудирование.Хороший метод развивать память — это начать запоминать речь других людей, а затем её повторять.
  7. Слова наоборот. Для выполнения этого упражнения надо написать несколько слов, а затем, не глядя в записи, попытаться произнести их наоборот.

12 СЕКРЕТОВ СУПЕР ПАМЯТИ!!!

Watch this video on YouTube

5 лайфхаков для тренировки памяти и внимания

Это не столько способы тренировки, сколько варианты организации быта и свободного времени, а также изменения в образе жизни. Они помогут оптимизировать саморазвитие, найти для него 30-40 минут в плотном графике, а также насытят мозг полезной информацией и питательными веществами, кстати, тоже. ТОП-5 лайфхаков для тренировки памяти и внимания:

  1. Развиваете оперативную память – озвучивайте то, что делаете.
  2. Устраните тревожность – сходите к психологу и победите тревогу, стресс и приступы паники, которые нарушают память.
  3. Устройте быт правильно – используйте записную книжку, всегда кладите вещи на одно и то же место, конспектируйте лекции, применяйте стикеры.
  4. Установите развивающие мобильные приложения – к наиболее популярным можно отнести «Peak», «Тренировку мозга», «Lumosity», «Elevate» и «1001 задачу для счёта в уме».
  5. Занимайтесь спортом – физическая активность всегда помогает развивать интеллект и способности вашего мозга.

Не забудьте и о необходимости создания оптимальных условий для работы мозга – высыпайтесь и питайтесь правильно. Чаще включайте в рацион рыбу, авокадо, грецкие орехи и нежирное мясо. Регулярно тренируйте мозг, а также справляйтесь со стрессом. По возможности откажитесь от вредных привычек, в особенности от психотропных препаратов, алкоголя и сигарет.

Резюме

Возраст не обрекает нас на ухудшение памяти. Исключением можно считать только опасные заболевания вроде Альцгеймера или болезни Паркинсона, которые чаще возникают у людей в возрасте от 50 лет и старше. В остальном плохая память – следствие не физической, а умственной деградации. Чаще тренируйте ее и предпочитайте активный отдых дивану, питайтесь правильно и занимайтесь спортом

Тогда не придется шутить про склероз и постоянно забывать о самом важном

Что такое память?

Учиться чему-то новому всегда тяжело. Все дело в самой загадочной области нашего сознания – памяти. Этот навык жизненно необходим каждому, он позволяет использовать свои собственные воспоминания и накопленный опыт предыдущих поколений. В прямой зависимости от степени развития памяти находятся ментальные характеристики человека. Этот вид умственной деятельности представляет собой некую систему, которая состоит из запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации.

Восприятие новых данных и создание смысловых связей называется запоминанием. Этот процесс является результатом работы интеллекта с запоминаемым материалом. Информация имеет свойство накапливаться. Процесс ее накопления и переработки определяется как хранение. Без этого элемента памяти невозможным бы было обучение. Не менее важным звеном является воспроизведение, иначе называемое воспоминаниями. При этом происходит узнавание хранимой информации и ее репрезентация.

Еще один процесс памяти – это забывание. При этом человек теряет способность воспроизводить выученную информацию. Хотя эта функция позволяет мозгу самоочищаться, освобождая место для новой информации, но в большей степени она является проблемой. Поскольку человек возможности своей памяти использует только на 5-10%, то забывчивость может стать причиной потери важных данных.

Если память тренировать, то вполне возможно улучшить технику запоминания информации, сделать ее воспроизведение осознанным, то есть научиться обращаться к тем воспоминаниям, которые необходимы в данный момент времени, а также в той или иной мере решить проблему забывания.

Для кого тренажеры памяти, внимания и мышления?

Данные тренировочные программы охватывают широкий диапазон сложностей и обладают гибкой настройкой параметров, что позволяет изменять характер и интенсивность нагрузок, в зависимости от ожидаемого результата.

Для дошкольного подготовительного и младшего школьного возраста

Именно в этот период использование специализированных тренажеров активизирует интенсивное развитие памяти, дает ребенку понятие про создание образов, в том числе и абстрактных, а игровая форма упражнений делает процесс развития интересным и увлекательным.

Полученные навыки повышают эффективность освоения новой информации в несколько раз, в связи с чем, ребенок может запомнить и осмыслить больший объем информации. Постепенно повышая степень мыслительной нагрузки с самой минимальной, можно подготовить нервную систему к дальнейшей учебе и избежать стрессового состояния, встречающегося в неподготовленных детей.

Для студентов и людей среднего возраста

Освоив базовые навыки и получив среднее образование, человек начинает накапливать необходимую в дальнейшем информацию в больших объемах и для этого как нельзя кстати специальные тренажеры памяти, расширяющие объем долговременного хранилища и дающие навыки обработки, сжатия и кодирования данных.

Даже находясь на постоянном рабочем месте, каждый, без исключения, нуждается в новых знаниях, навыках и развитии в целом, так как его отсутствие непременно ведет к деградации. Для этого необходимо держать свое мышление в тонусе. Онлайн тренажеры для развития мышления создадут контролируемую нагрузку на центры головного мозга и позволят регулярно заниматься саморазвитием.

Пользу от таких тренировок видно во всех сферах жизни, начиная от продуманного распределения времени, заканчивая эффективным выполнением ежедневных задач. Сконцентрированный работник больше ценится в любой компании, так как совершает гораздо меньше ошибок и всегда способен внести стоящее предложение.

Для пожилого возраста

Окончание своей карьеры и достижение поставленных целей еще не повод оставить прогресс в своем умственном развитии

Многочисленные исследования показали, что ясность ума в уважительном возрасте сильно зависит от характера и интенсивности нагрузок на память, мышление и внимание. Активная деятельность головного мозга запускает процесс восстановления и создания новых синаптических связей что благотворно сказывается на интеллекте, умственных способностях и здоровье нервной системы

Ненавязчивое и приятное времяпровождение за интеллектуальным заданием в онлайн-тренажере не только повысит внимание или сохранит память до глубокой старости, но и по заявлениям врачей поможет избежать некоторых заболеваний головного мозга, таких как болезнь Альцгеймера, основной причиной которой становится бездействие клеток головного мозга в пожилом возрасте

Новый пик способностей?

Я вас обрадую. Если вам 20,40,60 лет, то лучшие годы еще впереди. Что это значит?

А значит это то, что все в ваших руках. Вы можете горы свернуть даже после 60 лет. И все это подтверждено конкретными примерами.

Да, человек рождается с огромным количеством нейронов. Чтобы в любой стране в любых условиях жизни будучи ребенком мог развиваться.

Как развивается и учится головной мозг? Когда ребенок что-то сделал, клетка головного мозга послала сигнал (эклектический импульс) другой клетке, который с помощью специальных химических веществ, создал связь.

Когда ребенок еще раз совершил то же действие, то этот процесс повторяется и создается соединение. Благодаря этим соединениям малыш думает, учится.

К 3 годам у ребенка в головном мозге образуется более 1000 триллионов действующих соединений.  Если сравнить с мозгом взрослого человеком, то у последнего их в два раза меньше.

Почему? Потому что именно в этом возрасте происходит создание и закрепление тех процессов, которыми ребенок будет пользоваться всю свою жизнь.

На самом деле уже с 10 месяцев происходит удаление ненужных нейронов. Так например, в карте языка ребенка остаются фонемы только родного языка.

И он теряет способность услышать особенности другого языка

Поэтому важно с рождения давать слушать малышу ритмы иностранных языков

Что касается возможностей в развитии головного мозга малышей в этом периоде и что важно делать еще, то об этом читайте в статье Методика Макото Шичида для детей. Как же все таки заниматься по ней занятым мамам?  (откроется в новом окне)

Поэтому не так страшна потеря нейронов, как отсутствие появления новых связей.

Кроме того, взросление — это «специализация» мозга. Формирование и укрепление связей, которые конкретно вам помогают жить, работать и учиться по мере необходимости.

Эта специализация дает преимущества.

Правила гигиены мозга

Каждый, кто решил взяться за развитие памяти и внимания, безусловно, желает добиться наилучших результатов. Чтобы эффективно тренироваться, спортсмену нужны подходящие условия (площадка, инвентарь). То же самое касается и развития мышления – мозг нуждается в определенных условиях для плодотворной работы. Выполнение следующих правил гарантирует максимальный уровень запоминания.

Обеспечьте мозг кислородом.

Каждые сутки кровь в полном объеме циркулирует через мозг 400 раз и несет его клеткам жизненно необходимый кислород. Чтобы его хватало для интенсивной деятельности нашего суперкомпьютера, минимум 24 часа в неделю следует проводить на свежем воздухе. Если нет возможности совершать прогулки, помещение нужно регулярно проветривать.

Обеспечьте себе полноценный сон.

Возможно, Наполеон мог спать три часа в сутки, но сегодня среднестатистическому взрослому человеку желательно выделять для пребывания в царстве Морфея 7-8 часов ежесуточно.

Не курите.

Табак действительно дает краткосрочный эффект концентрация внимания. Но память курильщиков со временем ухудшается, и это факт.

Откажитесь от алкоголя.

Этиловый спирт сначала расширяет сосуды, а затем вызывает их сужение, потому мозг начинает страдать от недостатка кислорода. Всем известно, что в состоянии опьянения возникают так называемые провалы в памяти. Но речь не только о вечеринках, на которых текут пивные или винные реки – бокал вина за ужином существенно снижает запоминание.

Остерегайтесь некоторых медикаментов.

Временные проблемы с памятью могут вызывать успокоительные на базе диазепама, лоразепама, хлоразепама и прочие, а также некоторые болеутоляющие, противовоспалительные и лекарства от аллергии.

Принципы механизма запоминания

Чтобы понять, как именно происходит запоминание, нужно иметь представление о том, какие особенности нашего мозга влияют на фиксирование и сохранение данных. В последнее время часто можно слышать сравнение памяти человека и его мозга с неким сверхмощным компьютером, но это довольно ошибочное понимание. Компьютер статичен, а вот в мозге человека постоянно происходят изменения, к тому же наша память и другие функции зависят от пола, возраста, расы, этнической группы, воспитания.

Человеческий мозг является самым энергозатратным органом. При относительно небольшой собственной массе он потребляет до четверти всей энергии, если мы заняты интенсивной умственной нагрузкой, и до 12% всей энергии, если мы спокойно бездельничаем в горизонтальном положении. В силу этой энергозатратности мозг в целом невыгоден для нашего организма, и без крайней необходимости он не активизируется.

Чтобы информация долго хранилась, нужна и энергетическая поддержка. Ее мозг тоже экономит. А потому разная информация в памяти хранится разное время, отсюда и такие названия, как долгосрочная и краткосрочная память. Быстрее забывается именно то, что не обновляется, не повторяется, не востребовано «хозяином».

Чем больше времени проходит с момента запоминания, тем больший объем информации утрачивается. Но темпы снижения памяти обратно пропорциональны времени. Например, вы выучили стихотворение. Через час вы забудете половину, через сутки — всего две трети, а через месяц потеря составит до 4/5.

Запоминание же происходит следующим образом. Человек имеет дело с неким событием. Органы чувств поставляют всю необходимую информацию, нервные клетки передают ее, мозг анализирует. Решение принято, ситуация завершена. Но наша ЦНС сохраняет так называемый остаточный след – путь, по которому проходили нервные импульсы во время решения задачи. Если в следующий раз информация пойдет по этому же «проторенному» пути, то возникнут новые синаптические связи, информация будет закрепляться, запоминаться. Каждый раз формировать новый путь энергозатратно, а потому для мозга и организма в целом крайне невыгодно.

Любая информация находится на временном хранении. Ненужное со временем стирается, а нужное переходит в разряд долговременной памяти. При этом воспоминание может быть искажено, трансформировано так, что ничего общего с реально происходившим когда-то уже не будет. Данные сохранены, но вот какими они будут — большой вопрос. Все дело в том, что нейроны обновляют связи, создают новые, меняют старые, и спонтанные образования могут происходить до 3 раз за 3-5 суток. Если сеть не поддерживается новой информацией, проходящей по старому пути, то забывание и искажение неизбежно.

Кратковременная память формируется на основании уже существующих связей. Сигналы циркулируют по одним и тем же каналам. Процесс нуждается в высоком уровне энергетической подпитки, а потому и происходит снижение нагрузки в виде забывания. Если сведения нам нужны для жизни, формируются новые связи. Это долговременная память.

Износ нервной системы с годами, стрессы и бешеный темп жизни, вредные привычки, травмы приводят к снижению памяти, уменьшению ее объема. В большинстве случаев человек может помочь себе сам. Для этого существуют разные методики и упражнения.

Принципы тренировки умственных способностей

Без постоянного использования накопленная информация постепенно теряется. До 70% нейронных связей в развивающемся мозге просто гибнут. Причем 30% из них разрушаются уже спустя 20 минут. Более того, с возрастом связи между нервными клетками ослабевают, к расстройствам с запоминанием приводят стрессы, недосыпание и другие причины. Улучшению памяти способствуют регулярные тренировки. То есть чем больше память работает, тем она лучше.

В теории память имеет колоссальные возможности, но обычно работает не идеально. Дело в том, что информация, которую человек хочет запомнить, на самом деле ему не интересна. Мозг предпочитает не тратить энергию на запоминание того, что его не привлекает. Поэтому электрические сигналы между нейронами настолько слабы, что их связь быстро разрушается

Так, студенты, которые всю ночь перед экзаменом усиленно готовятся, корпя над учебниками, не смогут выучить очень много, если мозг будет считать эту информацию не важной. А объяснить ему, что завтра экзамен невозможно

В головном мозге есть структура, которая называется гипокамп. Он отвечает за отбор информации для хранения. Как заинтересовать гипокамп в той информации, которая человеку нужна на сознательном уровне?

Нужно научиться обманывать свой мозг, преподносить ему нужную информацию, как стоящую внимания

Но внимание обладает избирательной направленностью. Оно бывает произвольным и непроизвольным

Для того чтобы целенаправленно запоминать информацию следует научиться активизировать и контролировать внимание. В этом смысле очень важна мотивация. Главное понять, какие преимущества дает овладение теми или иными знаниями. К примеру, человек, не знающий иностранного языка, оказываясь в другой стране, запросто его выучивает.

Еще один принцип отличной работы памяти – удовольствие и заинтересованность. Известно, что люди лучше запоминают ситуации, в которых испытали сильные эмоции, и предметы, вызывающие интерес. Память чувств очень стойкая. Как адреналин, вырабатывающийся в организме во время опасности, так и положительная эмоциональная отдача, яркие впечатления способны мгновенно повышать возможности запоминания. При недостатке интереса придется прилагать больше усилий, чтобы сконцентрироваться.

Третий принцип запоминания – ассоциации. Любое запоминание – это переработка информации. А это означает, что новая информация, которая поступает в мозг, должна войти в контакт с уже существующей там. При этом чем больше в памяти хранится данных, тем проще запомнить новые. Более того, если найти или придумать взаимосвязь между единицами информации, которую нужно запомнить, то они объединяются и воспринимаются мозгом как единое целое, следовательно, он может запомнить еще от 4 до 8 таких единиц. Это является основой еще одного принципа целенаправленного запоминания – структурирования. То есть информацию нужно логически делить на блоки, группы и подгруппы. Например, номер телефона 80679150290 будет проще запомнить в таком виде: 8 (067) 915-02-90. При этом создавая структуру нужно стараться делать ее элементы непохожими на другие, так они будут лучше запоминаться.

Память, как и мышцы, нужно постоянно тренировать. Если есть необходимость запомнить что-то всерьез и надолго, то не обойтись без повторения. При этом оно должно быть не механическим, а осмысленным. То есть повторить материал отнюдь не значит перечитать, нужно стараться делать это по памяти. Конечно, стихотворение или цифровой ряд нужно воспроизводить дословно и последовательно, а вот пересказ содержания книги или учебника это творческий процесс. Каждый раз он может звучать несколько иначе.

Важна также частота повторений. Они могут быть многократными и распределенными во времени. В первом случае все понятно, а если речь идет о распределении этого действия во времени, то следует иметь в виду, что часть материала при отсутствии повторения забывается уже через час. А спустя 6 дней в памяти остается только 20-30% от первоначально выученной информации. Таким образом, повторение нужно начать раньше, чем начнется процесс забывания. Повторять информацию первый раз нужно приблизительно через полчаса после прочтения, второй – через 8 часов, третий – через сутки после предыдущего, затем через 2-3 недели и еще раз через 2-3 месяца. Такой режим повторений позволяет данным занять прочную позицию в долговременной памяти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector