“ринпоче багша”

Золотой Будда

Китайский мастер Ги Шиюань отлил для храма из бронзы статую Будды, высотой 6 метров. Она была доставлена из Пекина сначала в Маньчжурию, а оттуда переправлена в Россию и приехала в Улан-Удэ на машине, в разобранном виде, накануне Сагаалгана – Праздника белого месяца.

Верующие, ожидающие прибытия статуи, поднесли храму богатые дары. Золотые, серебряные, коралловые изделия, белые шарфы – хадакибыли помещены в основание статуи.

Бронзовое божество собрали, и Ело Ринпоче освятил его. Немного погодя Далай-лама прислал из Дхарамсалы:

  • две статуэтки: Авалокитешвары и Ямантаки;
  • хадаки;
  • урилы (специальные пилюли).

Их тоже положили вовнутрь.

Последними пополнили сокровищницу Ганджур и Данджур, приехавшие из тибетского монастыря Кумбум, расположенного там, где родился Цонкапа, после чего она была замурована. Через два месяца после прибытия бронзовый Будда стал золотым, благодаря позолоте, нанесённой китайскими мастерами.

Он украшает собой главный храмовый зал. Летом 2004 года дацан открылся, и Золотого Будду освятили в этот день повторно.

По обычаю, перед посещением буддийский храм нужно обойти по часовой стрелке, прежде чем войти. Для этого тут выложили кирпичную дорожку вокруг главного здания. Вдоль дорожки расположены молитвенные барабаны, которые можно крутить, таким образом «читая» мантры.

На территории расположено много стендов с изречениями из буддийского учения. Прогулка проходит под негромкую расслабляющую тибетскую музыку.

Восточная ступа

В середине восточной ступы двухуровневый алтарь. В верхнем ряду статуи Будды и живописные изображения в драгоценных камнях. Под ними стоят статуи Богинь долгой жизни. Их 1080, и они выполнены из драгоценной красной меди в Сингапуре.

Монастырь Гьюме прислал по приглашению Ело Ринпоче своих послушников, и они вложили в статую каждой богини мантры и другие необходимые предметы.

Верхушка ступы разделена на 8 частей, что олицетворяет восемь типов благородных людей. Над ней верхняя часть шпиля – сфера, символ ушниши Будды, в которую заложена статуэтка его самого.

Ушниша – это волосы в виде конуса на макушке, которые являются признаком просветлённого человека.

После сожжения великих людей, в пепле часто остаются рингселы – шарики, напоминающие хрустальные или жемчужные бусины. Они показывают высшую степень духовной чистоты умершего и то, что практиковавший глубоко овладел совершенством, состраданием и мудростью.

Восточная ступа

</p>

Такие реликвии, прошедшие долгий путь в пространстве и времени: Индия – Тибет – Улан-Удэ, от Паринирваны Шакьямуни до наших дней, подарил буддистскому центру тибетский монах. Они также помещены в восточной ступе.

Часы её работы – с одиннадцати утра до пяти вечера каждые выходные и во время великих буддистских праздников. Созерцание реликвий помогает духовно соединиться с учением Просветлённого, очистить свою негативную карму, особенно если посетитель правильно умственно настроится.

Драгоценными камни и металлы, жемчуг украшают собой великолепные танки на стенах, которые создал ещё один ученик настоятеля храма – Еше Гомбо. Они изображают различные буддийские божества.

Ступы на территории

Перед храмом имеется смотровая площадка, откуда открывается захватывающий дух вид на город, лежащий у подножия горы, и изгибы Селенги, которая несёт мимо свои воды из Монголии в Байкал.

Через год после открытия храма ниже площадки установили 8 буддийских ступ:

  • Лотоса,
  • Пробуждения,
  • Мудрости,
  • Чудес,
  • Схождения с небес Тушита,
  • Примирения,
  • Совершенной Победы,
  • Паринирваны.

8 ступ дацана на Лысой Горе

</p>

Ступы символизируют 8 подвигов Будды и его незамутнённую природу ума. Обходя эти архитектурные строения совершенной формы, можно очиститься от всего негативного и приобрести мудрость и благие заслуги.

Выше смотровой площадки есть две Золотые Ступы Примирения: Западная и Восточная. Они образуют единый архитектурный ансамбль, высотой 23 метра. Диаметр каждой ступы 14 метров, и их можно посещать.

Ансамбль символизирует то, что каждый может достигнуть реализации: и мужчина, и женщина, так как одну ступу венчают четыре монаха, а вторую – четыре Дакини, то есть и в тех, и в других заключена природа Будды.

Расположенные по четырём сторонам верхней части восточной ступы статуи буддийских монахов символизируют четыре части Сангхи и ритуал её покаяния – Соджонг.

Дакини на другой ступе держат то, что принято подносить в традиционных ритуалах:

  • воду,
  • светильники,
  • благовония,
  • еду.

Они смотрят в направлении четырёх сторон света. Это символ вечного подношения всем святым, чтобы укреплялся мир и согласие между людьми, их благополучие и процветание.

Западная ступа

</p>

Ступы гармонизируют мир, где бушует стихия, и постоянно происходят конфликты. Скульптуры на них показывают, кроме прочего, единство метода и мудрости по дороге к Пробуждению для благоденствия всего сущего.

Символы буддизма

Ступа

Ступы (по-бурятски — «субурган») символизируют эпизоды из жизни Будды. Они могут иметь восемь различных форм, символизирующих рождение, этапы просветления и чудеса, которые творил Будда.

Шафрановый цвет

Символизирует мудрость, чистоту и божественное откровение. По преданию, в древности буддийские монахи одевались в белое. Однако после очередного купания их одежда сама собой стала цвета шафрана.

Дерево бодхи

Считается, что это реальный вид дерева, получивший в настоящее время название «фикус священный». Сейчас его можно увидеть в любом буддийском монастыре или храме. Именно под таким деревом, по легенде, Сиддхартха Гаутама достиг полного просветления.

Лань

Предание гласит, что, когда Будда читал пяти аскетам в лесу свою первую проповедь «Поворот колеса учения», из-за деревьев показались две лани. Они слушали Учителя, а после того, как проповедь была закончена, скрылись в лесу. С тех пор лань символизирует «принятие учения». Ее скульптурное изображение можно встретить на территории буддийских монастырей.

Зонт

Не исключено, что буддийский монах с зонтиком просто пытается защититься от жара или дождя. Однако зонт в буддизме символизирует еще и благие деяния, направленные на защиту от ударов судьбы.

Лотос

Лотос символизирует чистоту. В этом цветке заключается метафора буддизма. Лотос растет в мутной и грязной воде, тем не менее он всегда остается чистым.

Об этом объекте также читайте в разделе: Религиозное наследие

Давняя задумка

Для начала стоит напомнить, как появился лик Будды на хоринском скальнике. Это довольно необычная и интересная история. В северном буддизме как-то не принято высекать лик божества на скалах. Это больше характерно для представителей Юго-Восточной Азии. Например, наскальное изображение Будды, выполненное из золотых пластин, можно увидеть в Таиланде на горе Кхао Чи Чан. В китайской провинции Сычуань находится самое древнее наскальное изображение божества высотой 71 метр. Ему около 1 200 лет, а на создание барельефа ушло почти 90 лет. 

В Бурятии такие шедевры не делались. Идея пришла в голову жителям хоринского села Баян-Гол, которые давно приметили скалу с идеально плоскими гранями в урочище Баян-Хонгор. После сельского схода баянгольцы обратились к настоятелю дацана на Лысой горе в Улан-Удэ Еше Лодой Ринпоче. Тот предложение одобрил. К тому же, как выяснилось, это была и его давняя задумка. 

Как сообщил «Информ Полису» еще в 2016 году ближайший ученик Ринпоче геше-лхарамба Тензин-лама, во время посещения Ольхона Багша был восхищен красотой и мощью скал, вырастающих из водной глади и устремляющихся в небо. 

Но на Байкале это было сложно сделать. Долго не находили подходящего места и в других районах Бурятии

Однако в 2015 году, когда под Баян-Голом устанавливали статую Будды, изготовленную в Индии, ламы обратили внимание на одну из горных вершин. Скала подходила идеально – ровная, красивая и достаточно высокая, около полусотни метров

К тому же Баян-Хонгор с давних пор считалась у хоринских бурят сакральным местом. Там ежегодно проводят молебны, построены домики, в которых находятся священные свитки и статуэтки буддийских божеств. 

Осуществить проект удалось всего за несколько месяцев. Нашлись спонсоры, мастера и художники. Делать полноценную статую не стали. Мастера сняли слой породы, высекли контуры Великого учителя, восседающего в позе лотоса, и расписали краской. В работах принимало участие все население Баян-Гола. В итоге образ Будды Шакьямуни получился максимально величественным, но с минимальным воздействием на природу. 

Как доехать к дацану из Улан-Удэ

Добраться до Иволгинского дацана можно на общественном транспорте, такси или на личном автомобиле. На какой транспорт сесть: сначала необходимо попасть на остановку «площадь Банзарова», от которой ходит два автобуса в Иволгинск: № 104 и № 130. Они же, кстати, проходят через остановки «ТК Народный», «Площадь Советов» и «Виадук», так что можно сесть на этот транспорт на любой из остановок. Автобус № 130 едет до остановки под названием «Конечная» в Иволгинске, автобус № 104 останавливается там же, но продолжает движение дальше, так что будьте внимательны и не пропустите ее.

Светлана Аубекерова

В Иволгинске прямо на остановке «Конечная» стоят маршрутные такси, которые не имеют номера, но на них есть табличка «До дацана». Именно на них можно доехать до села Верхняя Иволга и остановиться прямо у ворот храмового комплекса. Со всеми пересадками и ожиданием транспорта вы потратите не больше часа.

На такси поездка займет меньше времени — около получаса, стоимость поездки из Улан-Удэ составит около 500 рублей. На личном транспорте вы доберетесь так же — по мосту через реку Селенга выезжайте к трассе А-340, по ней следуйте до Иволгинска (около 35 километров), а затем направляйтесь севернее в сторону Верхней Иволги (около 8 км).

Видео об Иволгинском дацане

Удивительный Баян-Гол

За всю страну сказать не можем, но, судя по увиденному, в хоринское село Баян-Гол действительно пришли покой и гармония. Нам приходилось бывать во многих деревнях Бурятии, в том числе и в тех, которые относятся к самым красивым. Там было неплохо. Но Баян-Гол просто удивляет своей ухоженностью и аккуратностью. 

На улицах не видно ни мусора, ни развевающихся на ветру пакетов или «залежей» бутылок, как это обычно бывает во многих селах. Все чисто и облагорожено. Есть даже пешеходный переход со световым индикатором! Поразило и озеро возле села. Такую хорошо обустроенную зону отдыха в Улан-Удэ не увидишь!

Есть скамейки, качели, обзорная площадка, с которой можно любоваться на гладь водоема. Рядом спортивная площадка и ровный «строй» субурганов. 

Продумали сельчане и маршрут к своей достопримечательности, понимая, что изображение Будды обязательно привлечет поток туристов. На дороге то и дело встречаются указатели. Так что заблудиться невозможно.

А у подъема на гору имеется площадка, где можно оставить автомобиль. Там же есть и юрты – по всей видимости, летом они работают как кафе. Учли баянгольцы и трудности пешего перехода к скальнику. На каждом повороте или подъеме установлены лавочки, где могут отдохнуть уставшие путники. А перед завершающим подъемом имеются обеденный стол и туалет. И это в отдаленной таежной местности! 

Нетленный хамбо лама Этигэлов

В 2002 году дацан в Иволгинске стал «домом» одного из величайших чудес всего света. Сюда было перевезено нетленное тело ламы Этигэлова (Итигэлова), которое почти сто лет не поддается разложению.

История гласит: в 1927 году лама достиг просветления, и перед уходом в нирвану велел ученикам 30 лет хранить свое тело. Учителя в позе лотоса поместили в деревянную бочку, а по истечении 30 лет извлекли его. Оказалось, что тлен совсем не коснулся просветленного! Позже его еще несколько раз «проверяли», а перед транспортировкой в Иволгинский дацан ученые провели исследования. Выяснилось: все ткани тела ламы не поддаются омертвению, а само тело нисколько не деформировалось и даже имеет собственную температуру, которая может незначительно изменяться.

Светлана Аубекерова

Таким образом, хамбо лама Этигэлов до сих пор отчасти находится в мире живых. Посмотреть на чудо нетления может любой посетитель во время крупных буддистских праздников. Их насчитывается восемь: это Весак (конец мая — начало июня), День Дхаммы (полнолуние в июле), буддистский Новый год и другие.

Зурхай

Пятница, 10 сентября

4-й лунный день с элементом Гора. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы; заказывать обряды «жабтуй», «Сагаан шүхэртэ», приводить невестку, отдавать дочь в невесты, покупать и продавать вещи, надевать новую одежду, следить за своим распорядком дня, собирать урожай. Отправляться в дорогу – к находке, все задуманное исполнится. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика; Заводить новые знакомства, обретать друзей, начинать преподавательскую деятельность, ссориться и спорить. Стрижка волос – к улучшению самочувствия, к увеличению энергии.

Суббота, 11 сентября

5-й лунный день с элементом Дерево. Благоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Тигра и Кролика; совершать добродетель, проводить обряд «жабтуй», собирать вещи, брать деньги в долг, для спокойных и каждодневных дел. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи; заниматься полевыми работами, собирать урожай, проводить похороны и поминки. Отправляться в дорогу – к разочарованию, задуманное не получится. Стрижка волос – к увеличению скота, вещей и денег.

Воскресенье, 12 сентября

6-й лунный день с элементом Ветер. Благоприятный день для людей, родившихся в год Дракона; делать добрые дела, почитать Три Драгоценности, просить и почитать Бога богатства – Намсарай, проводить обряды «һүлдэ дуудаха», «даллга абаха», приглашать гостей, собирать урожай, продавать вещи, для дел, связанных с деревом и землей. Отправляться в дорогу – исполнится все задуманное. Неблагоприятный день, чтобы отдавать свои вещи на время, давать деньги в долг. Стрижка волос – к улучшению внешнего вида, к уверенности.

Другие новости раздела

10 сентября 2021, 20:54     
 180

Двойное убийство в Клюквенной пади. Эксклюзивное интервью с обвиняемым
На скамье подсудимых должны оказаться трое, но только один из них може…

10 сентября 2021, 19:51     
 158

В Улан-Удэ студентам показали рассекреченные документы времен ВОВ
Они хранят страшные тайны о биологическом оружии.

10 сентября 2021, 19:22     
 537

Жители сотых в Улан-Удэ боятся нашествия условно осужденных
По соседству с жилыми домами развернулось учреждение УФСИН.

Смотреть еще

Актуально

8 сентября, 16:46     

 14 021

«Сюрприз, ё-моё»: Глава Бурятии заболел коронавирусом (ВИДЕО)

6 сентября, 21:00     

 1 793

На Ариг Ус стартует Академия журналистики

6 сентября, 13:02     

 11 678

Стал известен график подачи тепла в дома Улан-Удэ

31 августа, 17:01     

 3 345

Новый сезон на Ариг Ус. Какие изменения ждут наших зрителей?

Свежие новости

10 сентября, 21:09     
В Улан-Удэ создают космический атлас
Необычный паблик-арт выставят на входе в Национальный музей.

10 сентября, 20:37      91
В Бурятии ушел из жизни экс-глава Кабанского района
Сергей Савватеев скончался в возрасте 65 лет.

10 сентября, 19:51      158
В Улан-Удэ студентам показали рассекреченные документы времен ВОВ
Они хранят страшные тайны о биологическом оружии.

10 сентября, 19:39      178
В Бурятии прошли Итигэловские спортивные игры
Мастера посостязались в стрельбе из лука, борьбе и конных скачках.

10 сентября, 19:22      537
Жители сотых в Улан-Удэ боятся нашествия условно осужденных
По соседству с жилыми домами развернулось учреждение УФСИН.

10 сентября, 19:04      418
В Бурятии в школах ввели новую систему питания
Какую еду, по мнению Роспотребнадзора, детям есть вредно?

10 сентября, 17:42      277
Известные рестораны Улан-Удэ начали готовить по рецептам XIV века
В столице Бурятии проходит гастрономический фестиваль.

10 сентября, 17:30      282
Лесной пожарный Бурятии вошёл в шестёрку сильнейших в России
Всероссийский конкурс проходит в Московской области.

10 сентября, 16:14      241
В России продлят мораторий на проверки малого бизнеса
Идею поддержали и в регионах.

10 сентября, 16:12      1 643
В Бурятии устроили погоню за «Лэнд Крузером» (ВИДЕО)
Водитель заклеил номера специальной пленкой.

10 сентября, 16:11      1 038
В Улан-Удэ уровень Селенги продолжает расти
Река вышла на пойму на 10 сантиметров.

10 сентября, 15:53      600
В Улан-Удэ будут судить женщину, зарезавшую бывшего возлюбленного
Напомним, ссора обернулась трагедией в Железнодорожном районе.

Что посмотреть в монастыре

Традиционно знакомство с Иволгинским, да и любым другим дацаном начинают с гороо — обхода территории по часовой стрелке. Совершить его нужно нечетное количество раз и не торопясь: каждый объект имеет особое значение. Посетителям необходимо соблюдать простые правила приличия: разговаривать спокойно, не ругаться, не вставать спиной к статуям Будды и не указывать на них пальцем. А вот фотографировать можно — здесь это не возбраняется.

Светлана Аубекерова

Если есть интерес к истории и назначению дуганов, ступ и других объектов, можно обратиться к ламам (священникам дацана): они с радостью проведут экскурсию и расскажут о традициях буддизма всем желающим. Другой вариант — подготовиться и не спеша осмотреть достопримечательности самостоятельно. Кстати: в каждом дугане проводятся хуралы (богослужения с молитвами), на них могут присутствовать все желающие.

ПримечаниеОбычай предполагает, что посетители после обращения к ламе или посещения хурала оставляют пожертвования, но это необязательно.

Какие дуганы встретятся на пути экскурсанта:

  • Сочген дуган — главный и самый крупный храм комплекса;
  • храм-дворец хамбо ламы Этигэлова;
  • Чойра дуган — философский факультет, самое старое здание дацана;
  • храмы будд — Диважин дуган, Майдарин сумэ, Маниин дуган, Гунриг дуган, Сахюусан сумэ и др.;
  • храм богини Зеленой Тары — Ногоон Дара Эхын Сумэ;
  • и даже храм-оранжерея священного дерева Бодхи, под которым Гаутама Будда обрел просветление.

На территории монастыря есть и другие священные объекты: например, ступы-субурганы. Это архитектурные сооружения, ранее выступавшие хранилищем реликвий, а теперь являющиеся памятниками особым событиям.

Светлана Аубекерова

По пути встретятся молитвенные барабаны хурдэ, один поворот которых заменяет чтение сотен мантр, камень богини Зеленый Тары (возле него загадывают желания), дворцы действующих лам и духовный университет.

Светлана Аубекерова

Тем, кто пришел познакомиться с культурой Бурятии, можно заглянуть в музей и библиотеку. Также рекомендуется побывать в кафе и на рынке, чтобы приобщиться к национальной бурятской кухне и купить что-то у местных ремесленников.

Подарки

Одна из самых больших статуй Будды в России появилась в буддистском центре благодаря средствам А.М. Туракина, местного общественного деятеля и предпринимателя. Но не он один сделал храмовому комплексу такой щедрый подарок.

Изюминкой молельного зала являются также огромные бубинговые чётки. Их преподнёс 10 лет назад Хаяши Хироши.

Этот японский монах собственноручно сделал несколько наборов таких чёток из ствола дерева, которое росло две тысячи лет. Когда срок жизни растения подошёл к концу, ценное дерево привезли из Африки в Японию, где его и купил Хироши.

Бубинговые четки

</p>

Чётки весят 350 килограммов. Обладая искренним желанием, чтобы человечество жило в мире и достатке, японский верующий преподнёс свои изделия буддийским храмам нескольких стран.

  • России,
  • Канаде,
  • Монголии,
  • Южная Корее,
  • Японии

Монастыри-обладатели этого дара условились в каждом месяце проводить общую молитву, чтобы добро и счастье преобладали в нашем мире. Каждый раз, когда наступает 28-е число (по Григорианскому календарю), буддисты могут присоединиться к этому молебну.

Защитник Дхармы Махакала – гневная эманация Авалокитешвары – выполнен из цельной глыбы чёрного хрусталя. Это драгоценный минерал из Бразилии. Статую подарили храму на Новый буддийский 2009 год.

среда, 6 сентября 2017 г.

Дацан Ринпоче Багша и тропа символов года

Ни прогулки по центру, ни походы в музеи не могут с этим сравниться. В центре Улан-Удэ почти всё советское и европейское, хоть и чувствуется азиатский оттенок, а здесь живой колорит. Можно свободно зайти в буддийский храм, позвонить в огромный колокол в саду монастыря и пройти по тропе 12-ти символов года. Буддисты верят, что совершая этот круг по часовой стрелке, человек усиливает свою удачу и получает возможность реализовать заветное желание. Правда это или нет, но в конце я и правда ощутила прилив энергии и хорошего настроения. Это лучшее место в Улан-Удэ!

Что значит «Ринпоче», и кто такой «Багша»?

Под учителем имеется в виду основатель этого дацана – лама Еше Лодой Ринпоче. Считается, что Еше Лодой – одно из проявлений Будды в нашем обыденном мире. Он приехал в Бурятию из Тибета в 1992 году.

Дацан совсем новый, открыт в 2004 году, и, строго говоря, исторической и архитектурной ценности он не имеет. Храм построен из красного кирпича, с пластиковыми окнами и прочими атрибутами современности. Похоже, что новые храмы в Бурятии строятся именно так: без попыток воспроизвести старину.

Попасть туда можно совершенно беспрепятственно, даже если вы не буддист. Каких-то строгих правил нет, но одеваться желательно разумно: ноги и плечи у взрослых должны быть закрыты.

Самый большой Будда в России

Внутри установлена самая большая в России статуя Будды Шакьямуни.

Конечно, это не такое огромное изваяние, как будды в храмах Тайланда, Мьянмы и Китая, но тоже внушительное.

Зачем буддисты вращают барабаны?

Вокруг Дацана Ринпоче Багша разбит ухоженный сад. В дальнем его конце стоят те самые барабаны, которые всегда фигурируют на фото из буддистских храмов и монастырей:

В Бурятии они называются хурдэ. Внутри барабанов закручены свитки с мантрами. Предполагается, что идя по часовой стрелке и вращая каждый барабан, человек одновременно совершает и духовное, и физическое действие. Сделав круг, он получает положительную энергию.

Хождение по часовой стрелке во время обрядов – важное для буддистов правило. Ему надо следовать в храмах и на дорожках, предназначенных для ритуалов

В остальном по территории дацана можно ходить в любом направлении.

В центре беседки, окружённой молитвенными барабанами, стоит дракон. Это первая из беседок посвящённых символам года.

Тропа символов года

Чтобы пройти всю тропу, нужно зайти с левой стороны от храма и спуститься вниз по лесенке. Я не знала, что и этот круг тоже является священным (в конце-концов, мне неизвестно о связи буддизма с китайским календарём!), и мы начали с противоположного конца. Нас сразу же мягко развернули: «Первая беседка с другой стороны, а эта последняя. Надо начинать оттуда». Никто не нахмурился и не возмутился тому, что туристы делают всё неправильно. Я спросила, почему не отсюда, женщина, поднимавшаяся навстречу, ответила: «Отсюда никак не получится».

Начали как положено, с года мыши:

Животные-покровители идут согласно восточному календарю: мышь, корова, тигр, заяц, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака и свинья + дракон, стоящий отдельно от других.

Т.к. тропа окружена сосновым лесом, есть шанс повстречать белку. Для них на поручнях стоят кормушки, можно приносить орехи.

Символ моего года – собака:

Вид на Улан-Удэ из Дацана Ринпоче Багша

Говорят, что с территории дацана открывается лучший вид на Улан-Удэ, и многие приезжают ради него. Вид действительно красивый, в основном из-за гор.

Но вот не могу сказать, что из дацана видны какие-то красоты Улан-Удэ. Вокруг лишь жилые кварталы, а центр настолько далеко, что ничего не разглядишь.

Как добраться до Дацана Ринпоче Багша из центра?

Дацан находится на окраине, но добраться туда из центра очень просто, маршрутки ходят одна за другой. Они останавливаются напротив Площади Советов, у Филармонии (остановка Филармония), садиться надо с той стороны улицы, где дорога идёт в гору. Номер маршрутки – 97, дацан будет на конечной остановке.

Пешком идти очень далеко, да и не стоит того. Расстояние от Улан-Удэ до Дацана Ринпоче Багша в зависимости от маршрута – 5-6 км, а дорога туда проходит через частный сектор, ничего выдающегося по пути не будет.

Кроме Дацана Ринпоче Багша мы ещё ездили в Иволгинский Дацан, которому больше лет, и он считается более важным. Там, конечно, было больше традиционных старинных строений, и посещение ушедшего в нирвану ламы тоже производит впечатление, но зато по сравнению с ним Дацан Ринпоче Багша гораздо менее туристическое и более спокойное место.

История дацана

Неожиданно для многих после окончания Великой Отечественной войны власти пошли на небольшие уступки. И хотя в восстановлении старинных дацанов XVIII века буддистской общине было отказано, власти выделили ей землю в болотистой местности, неподалеку от поселка Верхняя Иволга, в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Одна из зажиточных бурятских семей пожертвовала под храм собственный небольшой дом. Он обустраивался силами добровольцев и лам, также неожиданно амнистированных после войны. Именно из этой постройки впоследствии вырос Иволгинский дацан.

«…Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее…» — писал о дацане Далай-лама XIV.

«Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид» — так полностью звучит название дацана на бурятском и переводится как «монастырь, где вращается колесо учения, полное радости и приносящее счастье». В тибетской традиции дацанами принято называть «факультеты» буддистских университетов, где изучают философию и медицину при монастырях. Однако в России — вероятно, из-за долгих периодов изолированности буддизма от внешних влияний — за дацаном закрепилось значение не только университета, но и монастыря.

На сегодняшний день в России около 3 миллионов буддистов — это третья по численности конфессия в нашей стране.

Сегодня, много десятилетий спустя, Иволгинский дацан — это монастырский комплекс из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Слава о нем распространилась далеко за пределами России. И связано это не только с современным духовным образованием, но и с именем Даши-Доржо Итигэлова, лидера буддистов России начала XX века, сподвижника далай-ламы XIV.

Итигэлов перед смертью в 1927 году обратил к монахам две просьбы: читать о нем особую заупокойную молитву и «навестить его тело через 30 лет». Монахи не решились читать подобную молитву при еще живом учителе. Тогда Итигэлов, заняв позу лотоса, сам начал ее читать и так ушел в лучший мир. Не меняя положения тела, его похоронили в кедровом саркофаге в Хухэ-Зурхэн, неподалеку от Улан-Удэ. В 1957 году, к тому моменту, когда покойного осмотрели в первый раз, на территории нынешнего Иволгинского дацана уже стоял небольшой храм-сумэ и несколько домов для лам. На теле Итигэлова не было следов тления. После проведения обрядов и смены одеяния тело снова захоронили. В следующий раз нетленное тело Итигэлова подняли в 1973 году и погребли вновь.

Дацан рос. Возникали новые храмы, росло количество монахов и лам. Буддизм в России стал возрождаться. В сентябре 2002 года саркофаг выкопали. Ученые, которые всегда скептически относятся к подобным историям, предложили сделать экспертизу тела. Она показала, что суставы Итигэлова остались подвижными, а кожа мягкой. Эксперты не смогли объяснить этот феномен. А монахи ответ знали и так. Они перенесли тело Итигэлова в дацан и вместе с добровольцами воздвигли для него специальную постройку, самую красивую во всем комплексе дацана.

Сегодня паломники из близлежащих регионов и из других стран приезжают специально, чтобы увидеть нетленное тело двенадцатого Пандито Хамбо-ламы. Считается, что Итигэлов помогает тем, кто его просит. А дацан продолжает развиваться, превратившись за несколько десятилетий из небольшого синего домика в монастырский комплекс — со своей рощей бодхи и живыми косулями, которые ежедневно слушают молитвы монахов, повторяющих слова Будды, сказанные 2500 лет назад.

melnik_a

После похода в сауну Сергей меня повёз на Лысую гору в дацан “Ринпоче-Багша”.Вот информация о Лысой горе с сайта Турпром.В Улан-Удэ, столице Бурятии, существует местность под названием Лысая Гора – по сути, это сопка, с которой открывается широкая панорама города. Сопка довольно высока, застроена частными домами, к городу отсюда сбегает асфальтированная дорога.Сейчас сложно представить, что более десяти лет тому назад Лысая гора представляла собой пустырь, куда членам сангхи пришлось на грузовиках везти чернозем, для того, чтобы иметь возможность создать здесь кусочек своей «Чистой Земли», фрагмент Западного Рая. Благодаря работе друзей и представителей буддистской общины, Лысая гора теперь, скорее, «Цветущая». На зеленом холме здесь теперь стоит дацан из красного кирпича с парадной розовой лестницей: вокруг разбит газон, ярусами спускаются к каменному ободу цветы и декоративный кустарник.Попадая сюда, ощущаешь, как с гипнотическим пением монахов, с каждой произнесенной мантрой с Лысой горы вниз к просторным улицам города разливаются волны благой, очищающей силы и энергии.Лысая гора – удивительное место, мало какой район мажет сравниться по красоте с этим царством хребтов и сопок, почти совсем пустых или покрытых густым лесом. Часто Лысая гора окутывается таинственным серым туманом, сквозь который видны яркие взмельки праздничных буддистских флажков.Сергей сделал много интересных снимков с этой горы, вид просто потрясающий.

Западная

В сфере ушниши Будды второй ступы заключена статуя реформатораЦонкапы. Ступа по форме полностью повторяет восточную, но в середине находится современный конференц-зал. В нём проходят международные симпозиумы по буддийской тематике.

  • Шри Гухьясамаджа,
  • Шри Чакрасамвара,
  • Шри Ямантака

имеют здесь свои деревянные мандалы, выполненые в трёх измерениях из акара. Это главные божества в тантризме, к которым школа Гелуг обращается в своих практиках.

Мандала Шри Ямантаки

Все тибетские тантрические монастыри используют такие мандалы. Его святейшество Далай-лама тоже имеет их в своей резиденции. Он дал посвящение в тантры этих божеств и русскоязычным послушникам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector